Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Сергей Эйзенштейн. Режиссеры советского кино

Оглавление
Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

22.01.1898 (Рига, Лифляндская губерния, Российская Империя) — 11.02.1948 (Москва, РСФСР, СССР)

Фильмография Сергея Эйзенштейна:

1945 - Иван Грозный. Часть 2: Боярский заговор
1944 - Иван Грозный. Часть 1
1938 - Александр Невский
1935 - Бежин луг
1932 - Да здравствует Мексика!
1929 - Старое и новое / Генеральная линия
1927 - Октябрь
1925 - Броненосец "Потемкин"

1924 - Стачка

Интересные факты биографии:

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Октябрь" (1927)
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Октябрь" (1927)
  • Отец Сергея Эйзенштейна - Михаил Осипович Эйзенштейн (Моисей Иосифович), из еврейской купеческой семьи Васильковского уезда Киевской губернии, по профессии - гражданский инженер. Был заядлым театралом. Дед по материнской линии, Иван Иванович Конецкий, родился в городе Тихвине. По рассказам, пришел в Петербург пешком. Там вступил в подряды, женился на купеческой дочери и открыл дело — "Невское баржное пароходство".
  • Родился и вырос в Риге. Детство свое считал "временем печали", так как родили часто ссорились, а потом развелись (в 1912 году). Мать уехала в Петербург, сын остался в Риге с отцом.
  • В 1906 году, побывав с родителями в Париже, Эйзенштейн впервые посетил кинотеатр.
  • Учился в рижском реальном училище, также занимался конным спортом (на любительском уровне), обучался игре на рояле.
  • В детстве увлекался рисованием комиксов и карикатур.
  • После Февральской революции состоял милиционером Нарвской части. Весной 1917 года был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. Осенью того же года вместе со своим отрядом стоял под Красным Селом и на Московском шоссе, ожидая наступления на Петроград казаков и "Дикой дивизии".
  • В марте 1918 года поступил добровольцем в Красную Армию (работал художником по декорациям в армейской самодеятельности, в частности, разработал эскизы декораций к "Мистерии-буфф" Владимира Маяковского).
  • После демобилизации Эйзенштейн вместе с двумя боевыми товарищами, Павлом Аренским и Леонидом Никитиным, получил направление в Академию генерального штаба для изучения японского языка. 27 сентября 1920 года Эйзенштейн приехал в Москву, поселившись в одной комнате с Максимом Штраухом, другом детства и юности. Получил от Академии бесплатную пайку. Вскоре забросил изучение языка и устроился художником-декоратором в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта.
  • В 1921-22 годах учился на Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда, был режиссером театра Пролеткульта (поставил спектакли "Мексиканец", "Слышишь, Москва").
  • Эйзенштейн начал свой кинопуть с перемонтажа фильма Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок". В СССР перемонтированным Эйзенштейном "Доктор Мабузе" вышел под названием "Позолоченная гниль".
  • Затем при участии Пролеткульта Эйзенштейн задумал цикл из семи фильмов "От подполья к диктатуре". В итоге снял только одну – под названием "Стачка". Фильм вышел на экраны 28 апреля 1925 года. Пресса назвала кинокартину "революционной" и "новаторской".
  • С тех пор - понеслось...
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Цитаты Сергея Эйзенштейна:

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Иван Грозный" (1945)
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Иван Грозный" (1945)
  • Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не "расколотил" традиции — от отца к сыну в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения.
  • Во время заграничного турне авторы советских фильмов были в 1920-е годы буквально потрясены, увидав свои ленты на значительно более крупных в ту пору зарубежных экранах. Дело здесь, конечно, ещё и в том, что зрителями были авторы, которые слишком хорошо помнили каждый кадр и своё от него впечатление при просмотрах на относительно малых экранах.
  • Неверно предполагать, что если актер играет в одном куске и режиссер не режет этот кусок на планы, то построение "свободно от монтажа"! Ничуть. В этом случае монтаж лишь следует искать в другом, а именно в самой игре актера.
  • Я глубоко принципиально стою за коллективизм в работе. Только бездарный коллектив может существовать на затирании одной творческой индивидуальности другою. Однако и в этом вопросе существует борьба на два фронта. И есть и бывают случаи, когда "железная пята" режиссера не только законна, но и необходима.
  • Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения.
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Броненосец "Потемкин" (1925)
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Броненосец "Потемкин" (1925)

Читайте также на моем канале:

Режиссеры мирового кино (избранное)
Владимир Гордеев25 июня 2022
Лучшие режиссеры | Владимир Гордеев | Дзен