Когда в семье рождается проблемный ребенок , рано или поздно , но родители сталкиваются с тем, что ребенка надо развивать. И даже если в семье есть старшие дети, т.е. у родителей есть опыт их воспитания и обучения, то с "необычным" малышом могут возникнуть проблемы. Так как у меня опыт воспитания ребенка с синдромом Дауна, рассказывать буду именно о детях с таким диагнозом. Но в большей степени именно о развитии сына.
Для тех, кто не в курсе или впервые на канале. У нашего младшего сына Савы синдром Дауна. Ему 14 лет и он учится в 7 классе коррекционной школы.
О том, что Сава умел в два года, я писала в этой статье:
К этому моменту я уже понимала, какие у нас есть проблемы и как они могут сказаться на Савином развитии в дальнейшем. Раз в год мы могли проходить бесплатную реабилитацию , где сын получал физио-процедуры, массаж, и по 6-10 занятий с дефектологом и психологом. Логопед малышей не брал, правда платно можно было пройти курс логопедического массажа. Но Савка во время него так орал, что мы от него в тот момент отказались. К детскому саду ребенок был еще не готов. За то появилась возможность ходить в лекотеку при детском садике. На тот момент они только начинали свою работу, детей к ним практически не водили. Сава был маловат по возрасту. Детей брали с трех лет, но его взяли с испытательным сроком. Там с ним занимались все специалисты: логопед, дефектолог, психолог, музыкальный работник и педагог изо.
По два занятия в неделю каждого специалиста на 15-20 минут. Ездить приходилось ближе к вечеру, т.к. в течении дня были занятия у садовских ребятишек. А Сава к вечеру уставал и капризничал. В какой-то момент мы попробовали заниматься с обеда, когда у детей сон час, сдвинув Савкин сон. Этот вариант подошел лучше. Почти два года мы приезжали на занятия. С речью не продвинулись совсем, но понимание ее было хорошее. Дефектолог была им довольно. А Саве больше всего нравились занятия у музыкального работника.
Чем мне помогла лекотека? Сава был маленький и поэтому я присутствовала на всех занятиях. Где-то просто смотрела, иногда участвовала и помогала, а заодно и училась. Обращала внимание на пособия и игрушки, постепенно покупая такие же или похожие.
В этот же период я начиталась про всевозможные песочницы. Одну я увидела в садике , юнгианскую песочницу, но поиграть не получалось. Потом мне рассказали про кинетический песок и про световую песочницу. Я нашла в интернете фирмы, которые занимались их изготовлением и начала заказывать. Первым пришел кинетический песок Kinetic Sand.
Этот отличается от того, какой продают сейчас . Кому интересно -посмотрите в интернете. Это такая залипательная вещь. Он пластичный, мягкий, даже текучий. Но при этом в него очень удобно играть и с формочками, и закапывать в него игрушки, а потом находить. А одна игра вызывала просто невероятный восторг. Я отворачивалась, а дочка прятала в песке Савину ручку. Потом я брала ложечку или пластмассовый ножик из песочного набора и начинала потихоньку отковыривать, отрезать песок, докапываясь до Савиных пальчиков. Он в восторге замирал, ожидая, когда же я до него докопаюсь. Этим песком он играл несколько лет, каждый день и довольно продолжительное время. Несколько раз я его заменяла, потому что все равно попадался мусор. В какой то мере этот песок заменял нам пластилин.
Маленьким, Сава был довольно брезгливый. Ему не нравилось мять ни пластилин, ни мягкое тесто. Да и к песку он сперва относился настороженно. Но именно игры с ним помогли ему преодолеть неприятия к тесту. Года в четыре мы подарили Саве звуковую кухонную плиту с посудой и формочками. К ней же прилагался набор с тестом для лепки. Это оказалась еще одна вещь, в которую Сава играл сам и довольно продолжительное время. "Готовил" обеды и угощал нас. Он мог просто мелко крошить или нарезать пластмассовым ножиком тесто и укладывать на тарелку, либо использовал формочки, а там были и рыба, и курица, и много фруктов. Так что пальчики развивались, а заодно и понимание речи. Тогда же ему полюбились ролики с ютуба, где дети готовят разные блюда. Он ставил перед собой планшет, смотрел, что делают дети и пытался повторить.
Прибегал Сава и на кухню, когда я готовила. Нес свой ножик и стульчик, усаживался рядом и пытался чистить картошку. За одно мы проговаривали, что он чистит, чем чистит, что мы варим и т.д. Вернее, проговаривала я, а он показывал или повторял за мной то, что мог произнести.
Летом развлечений было побольше. И возможности узнавать окружающий мир тоже. Все таки проживание в своем доме дает много плюсов.
Общение с животными, наблюдение за растениями, все это расширяло кругозор. А когда приезжали по выходным друзья, весело было и взрослым и детям.
Так незаметно Сава дорос до детского сада. Но об этом я расскажу в следующий раз.