Думаю, если изучать решения арбитражных судов, в 90 % из них можно найти слово "неустойка". В основном, конечно, неустойки взыскиваются с должников по денежным обязательствам (долгам по оплате работ, услуг, поставленных товаров) в довесок к основным долгам. Но есть и такая значительная категория споров, как взыскание с подрядчиков, поставщиков, исполнителей неустоек за просрочку выполнения работ, оказания услуг, поставки товара.
И для них такое взыскание неустойки всегда очень неприятно.
Во-первых, они часто являются более слабыми сторонами по отношению к крупным заказчикам, которые взыскивают с них такие неустойки.
Во-вторых, во многих случаях они вынуждены подписывать договоры на заведомо невыгодных для них условиях о неустойках. Например, когда неустойка за просрочку для исполнителя предусмотрена в размере 0,1-05% или даже 1% за каждый день; когда неустойка исчисляется не от стоимости фактически просроченного исполнения, а от всей цены договора и т.п.
В-третьих, идя на поводу у заказчика или опасаясь его гнева и не приглашения на следующие торги, исполнители часто не оформляют документы, которые могли бы продемонстрировать, что на самом деле в нарушениях, за которые предусмотрена неустойка, они не виноваты, а то и вовсе - в них виноват заказчик. То есть, исполнитель идет на встречу заказчику (или даже какому-то менеджеру заказчика), а в ответ получает неустойку по полной.
В-четвертых, особенно обидно платить неустойку за просрочку выполненных работ/оказанных услуг/поставленного товара, когда не получил от заказчика оплату, а и такое часто бывает.
И вот, получив от заказчика претензию или даже иск об оплате неустойки, исполнитель/поставщик думает:
Как законно не платить неустойку заказчику?
Как отбить неустойку, предъявленную заказчиком ко взысканию?
Можно ли снизить неустойку? Как снизить неустойку в арбитражном суде?
Без паники!
Если действовать планомерно, скрупулезно подобрать все необходимые документы, сделать в арбитражном суде все необходимые заявления, то шансы отбить неустойку полностью во многих случаях есть. Шансы снизить неустойку обычно есть в еще большем количестве случаев.
Мотивы заказчика, который выставляет неустойку (не всегда только получить деньги).
По моим наблюдениям, обычно заказчиком, когда он предъявляет исполнителю требование о взыскании неустойки, движут по отдельности или все вместе три фактора:
1) желание "заработать" на исполнителе дополнительные деньги;
2) желание наказать исполнителя за допущенные нарушения договора;
3) обязательность для заказчика (обычно этот фактор касается государственных заказчиков) предъявления исполнителю требований о взыскании неустоек. Пусть даже право на взыскание неустойки существует только формально. В этом случае, кстати, заказчики часто идут в суд, чтобы не брать на себя ответственность за освобождение исполнителя от оплаты неустойки. Мол, если кто-то и признает неустойку не подлежащей взысканию, то пусть это лучше сделает суд. А заказчик от этого фактически даже не расстроится. Зато всё у заказчика прикрыто.
Как же работать с входящими исками о взыскании неустоек?
Вот мой план действий, если исполнитель/подрядчик/поставщик получил иск о взыскании неустойки.
Проверьте ситуацию по 4 пунктам:
1. Самое простое - проверить, есть ли вообще в договоре с заказчиком условие о выставленной ко взысканию неустойке.
Неустойка может быть выставлена только тогда, когда она предусмотрена законом или договором. Случаи, когда неустойка предусмотрена законом, достаточно редки и экзотичны, поэтому их можно не учитывать. Соответственно, в большинстве случаев неустойка должна быть предусмотрена договором. И только если она есть в договоре, ее можно выставить и предъявить ко взысканию.
Конечно, случаи когда ко взысканию предъявляется неустойка, не предусмотренная договором, крайне редки. Но вот Вайлдберриз, например, осенью прошлого года выставлял своим селлерам неустойки, не предусмотренные договором. Так, одному моему клиенту фактически "от балды" был выставлен штраф за "Занижение фактических габаритов упаковки товара", который вообще не был предусмотрен офертой Вайлдберриз. Естественно, удержание маркетплейсом денег по этому основанию было оспорено в арбитражном суде.
Кстати, о том, как вернуть удержанные Вайлдберриз деньги, в моей статье: Как подать в суд на Вайлдберриз?
2. Подробно изучить формулировку условия о неустойке в договоре. Можно ли его вообще применить в вашем случае? Возможно, оно не подходит, и тогда неустойка вообще не подлежит взысканию.
Может, звучит это и не очень понятно, но вот простой пример из практики. Договором предусмотрена неустойка Исполнителю за нарушение им срока выполнения работ (работы были выполнены, но с задержкой). Заказчик начислил данную неустойку и предъявил иск к подрядчику. Но в ходе суда выяснилось, что срок выполнения работ вообще не был согласован сторонами. То есть, заказчик считал его согласованным, но оформлено это никак не было. Как можно взыскивать неустойку за нарушение несогласованного срока? - Суд в иске отказал.
3. Проверить, есть ли вина исполнителя в нарушении, за которое начислена неустойка. Выполнил ли заказчик свои встречные обязанности? По общему правилу, при отсутствии вины неустойка взысканию не подлежит.
Обычно отсутствие вины подрядчика/исполнителя/поставщика показывается через доказательство неисполнения заказчиком/покупателем его встречных обязанностей. Например, невозможно выполнять строительные работы, если заказчик не передал строительную площадку, не предоставил материалы, которые должен был предоставить по условиям договора и т.д.
Кроме того, в каких-то случаях отсутствие вины исполнителя может следовать из того, что нарушение вызвано внешними факторами или действиями/бездействием иных лиц. Скажем, государственный орган не выдает какое-то разрешение, необходимое для совершения тех или иных действий, а исполнитель никак не может на это повлиять.
Доказывание отсутствия вины - сложный процесс, который требует от юриста скрупулезной работы и значительного опыта. Но и результат успешного доказывания - это полное освобождение от оплаты неустойки. Так что, если вам выставили неустойку за нарушение, в котором вы не виноваты, наймите опытного квалифицированного юриста - игра стоит свеч!
4. Даже если исполнитель/поставщик виноват в допущенном нарушении, очень часто при грамотной работе юриста можно существенно снизить размер взыскиваемой неустойки.
Самое основное - это заявление ответчиком о применении судом ст. 333 Гражданского кодекса, из которой следует, что неустойка должна быть соразмерна последствиям нарушения обязательства. То есть, нельзя взыскивать огромную неустойку за незначительное нарушение, которое не повлекло серьезных последствий. Важно именно заявить о применении ст. 333 ГК РФ и о снижении неустойки, посколько по своей инициативе суд неустойку не снижает. По опыту хорошо бы представить расчет уменьшенной суммы неустойки, чтобы облегчить работу суда - это сделает взыскание неустойки в меньшем размере более вероятным.
Помимо уменьшения неустойки как несоразмерной, есть еще много тонкостей в расчетах неустоек, знание которых также поможет добиться в суде снижения неустойки. Например, есть практика арбитражных судов, которая говорит о том, что даже если договором предусмотрено начисление неустойки на всю сумму договора при нарушения лишь части обязательств, суд все равно должен посчитать неустойку не от цены договора, а от стоимости фактически невыполненных/выполненных с просрочкой работ.
Итак, если на вашу компанию или на вас как на предпринимателя подали иск в арбитражный суд о взыскании неустойки, проведите проверку по 4 указанным пунктам и вы вполне можете найти основания если не для отказа во взыскании неустойки, то для ее снижения.
Если сумма неустойки значительная - лучше обратиться к юристам-профессионалам. За плечами у меня и юристов нашей команды уже больше 1000 дел о взыскании самых разных неустоек. Я представлял как истцов - заказчиков, так и ответчиков и, в одних случаях, добивался взыскания максимальных сумм неустоек; в других - получал решения об освобождении от взыскания неустойки или ее значительном уменьшении.
Оплата наших услуг по представительству ответчика в делах о взыскании неустоек, как правило, по факту - в виде процента от "отбитых" денег (разницы между заявленными и удовлетворенными требованиями).
Для начала работы по представительству Ваших интересов как ответчика по делу о взыскании неустойки с оплатой по факту пишите мне в Whatsapp или звоните +7 926 589 86 80. Будем рады помочь Вам!
В этом канале я планирую и дальше писать о различных темах, связанных с арбитражными спорами и взысканием долгов. Буду рад вашим подпискам!