В чаши колонн заливалось конопляное масло и возжигалось два огромных огненных столба. Поднимались к чашам по крутым винтовым лестницам внутри колонн. Ростральные колонны больше служили фонарями, чем маяками.
В Санкт-Петербурге в ночной мгле или тумане Ростральные колонны указывали путь и место куда надо причаливать кораблям. Так все было до 1896 года, а с 1896 к колоннам подвели электричество.
Но этот новый способ освещения использовали не долго «по причине великого расхода». Из соображения экономии к колоннам подвели газ и в мощных горелках возвышались огненные факелы в семь метров. Так что живой огонь более прижился в Ростральных колоннах.
Сейчас колонны зажигают только в торжественных случаях (по большим праздникам страны или города).
Колонн всего две. Южная колонна указывает путь к Большой Неве, а северная - к Малой. Ростральными их назвали от латинского слова rostrum, означающее нос корабля. Обитый металлом корабельный нос применялся для тарана вражеских судов. Вот такими рострами (корабельными таранами) с побежденных судов еще в Древнем Риме украшали колонны. Колонны начали воздвигать как символы морских побед.
Символ морских побед Санкт-Петербурга – Ростральные колонны
Памятник морского величия находится на Стрелке Васильевского острова. Когда-то это место было одним из самых значимых (здесь удобно было причаливать кораблям, а в 1733 году с Березового острова на Стрелку переводят порт).
Потом здесь же строят Таможню, здание Биржи, пакгаузы и другие портовые сооружения. К концу 18 века на Стрелку ежегодно уже причаливало более тысячи кораблей. Сейчас порт находится на Гутуевском острове.
История Ростральных колонн
Возвели Ростральные колонны в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Как и полагается, колонны украсили корабельными рострами.
Именитый выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии Самсон Суханов очень потрудился над колоннами как камнетес.
Статуи морских божеств расположились у подножия колонн (скульпторы Жозефом Камберленом и Жаком Тибо).
Открытие же состоялось в 1815 году.
Колонны в своей истории дважды взламывали. И все два случая в 2011 году. Ночью 7 июня и 23 августа неизвестные проникли вглубь колонн. Но памятник архитектуры ни в одном из этих случаев не пострадал.