Найти тему

Архетип, символ, метафора в тексте писателя

Оглавление
Осенний урожай, фото  с сайта catalog-photo. ru
Осенний урожай, фото с сайта catalog-photo. ru

Более других понятий в ходу слово «символ». А на заре прошлого века расцветало и целое течение «символизм», о котором знал хотя бы понаслышке любой советский школьник.

Символ – это некоторое понятие, имеющее переносное значение. Чаще всего используются природные явления, когда их общепринятая энергетика переносится на действия или на жизнь человека. Например, времена года:

· Весна – юность, начало чего-то свежего, многообещающего;

· Лето – расцвет, обретение силы, некие созидательные силы;

· Осень – зрелость, начало увядания, но и результативность;

· Зима – завершение жизни, замирание.

К распространенным символ относятся и такие символы, как Огонь (яростная энергия), Вода (символ сексуальности), Дорога (жизненный путь).

Символы содержат множество разных трактовок, но в основе их лежит одна и та же, понятная каждому, точка отсчета. Таким образом, литератор, отталкиваясь от всем известного явления – будь то время года, река, горы, птица – часто выражает нечто невещественное, какое-то явление, переживание, обобщенное состояние.

У Символа открытые границы с родственными понятиями: с одной стороны – с Архетипом, а с другой – Метафора или даже просто Знак.

Метафора и Знак

Вначале посмотрим на Метафору и на ее самого бедного родственника – на Знак.

Бедный человек, рисунок с  сайта stylishbag.ru
Бедный человек, рисунок с сайта stylishbag.ru

Метафора, как и символ, тоже выражает одно понятие через другое, но изначальное понятие, используемое как носитель смысла, не является общечеловеческим, а может представлять собой частный случай. Например, в предыдущей фразе, а использовала личную метафору – «бедного родственника», – назвав так наш Знак. Почему Знак мы можем считать бедным родственником? Потому что он, как правило, имеет одно-единственное значение, назначенное ему людьми – это человек, не имеющий сменной одежды, еды. Но при этом у него есть более обеспеченный родственник, у которого он может попросить копеечку. Например, возьмем любой автодорожный знак. Он указывает стоянку или запрет ее, или поворот, или ограничение скорости – но каждый знак указывает всего одну функцию!

Архетипы в искусстве и в литературе

А теперь снова вспомним Архетип, его мы будем считать богатейшим родственником Метафоры. Архетипов много самых разных, и содержание каждого очень насыщено богатым спектром ассоциаций.

Это удивительное понятие создано Карлом Густавом Юнгом и до сей поры используется в теории и практике психотерапии. Потому что Юнг не просто придумал эти архетипы – а выудил их из Коллективного Бессознательного.

1. Архетипы-понятия

Часть архетипов трудно отразить в обобщенных человеческих образах, их можно увидеть только в частностях. К ним можно отнести Cамость, Персону, Эго, Тень, Аниму/Анимуса (женское/мужское в человеке). Дело в том, что поскольку архетипы спрятаны в Коллективном Бессознательном, то выудить их оттуда можно, лишь опираясь на частные случаи.

Архетипы-понятия. Фото сайта cspsid-pechatniki.ru
Архетипы-понятия. Фото сайта cspsid-pechatniki.ru

Как видим на картинке, что Самость, Тень и Аниму в лучах Сознательного света разглядеть нельзя, про них и говорить не будем, оставим психологам для размышлений. Мы можем познать Эго, которое представляет переживаемые нами чувства или мысли. И легко обрисовать Персону: ее вполне можно представить через маску. Сколько людей на свете, почти столько и персон-масок; то есть тот облик, что мы выводим на публику, хотя бы здесь в интернете. Кто-то представляет себя вечной отличницей, другой – всезнающим эрудитом, третий – успешным писателем (это я не о себе, если что 😊).

Ныне слово маска чаще заменяют понятием Имидж. Здесь замечу, что писателю легче всего изобразить героя и его Персону – достаточно вначале поместить героя в публичное место, а затем показать его действия в домашних реалиях.

Тень человека (в кино или в литературе) может изобразить только специалист, изучавший психологию. Обычно человек свою тень не видит и, как правило, отвергает. Но психолог может знать, что в глубине достойного полицейского может сидеть притаившийся с детства хулиган! Что теневой стороной добропорядочной матроны может быть легкомысленная проститутка! В общем, Тень – это нечто противоположное внешнему положению человека и неосознаваемое им.

2. Архетипы, отраженные в образах людей

Архетипы-люди, фото с сайта www-co.narod.ru
Архетипы-люди, фото с сайта www-co.narod.ru

Архетипы-люди - точно так, как и архетипы-понятия - отражают Коллективное Бессознательное и структуру личности человека. Но эти архетипы Юнг и следовавшие его учению психологи сумели описать через образы условных персон. Среди множества образов архетипов мы можем найти образ Матери и Отца, и Героя, и Мудреца, и Творца, и Воина, и даже Любовника, и Шута. И здесь для писателя открывается широкий простор для творчества в создании таких героев! Мы показываем персонажа, наделяя его темпераментом, способностями, чертами поведения; объясняем его мотивы, ставим ему цели.

Чем более персонаж наделен характерными чертами задуманного архетипа, тем точнее он находит отклик у будущего читателя книги. В первую очередь такая точность более свойственна жанровой литературе (боевикам, женским романам, историям фэнтези), для которой свойственна некоторая типизация образа. Иногда авторов жанровой литературы даже поругивают за схематичность героя, но тут уж все зависит от мастерства писателя. Сможет ли он внести индивидуальность в образ архетипического героя или воспользуется тиражированием знакомых схем. И эта способность автора соотносится в целом с его владением приемами типизации. Ведь не только герои, но и условные декорации изображаются с известной типизацией. Будь то большой промышленный город или глухая деревушка, шумная улица или заманчивая тишина горного пейзажа – необходимо уметь несколькими штрихами обозначить общее, типическое и ввинтить уникальные детали места или состояния. Тем более, важно уметь дать набросок представителя любой социальной группы, национальности, профессии. И конечно же – вершина мастерства – создать живой архетипический портрет героя!

Здесь оставлю ссылку и на свою раннюю статью с более подробным изложением теории архетипов: