Один из величайших египтологов мира, Эрик Хорнунг (1933-2022), изучал всеобщий интерес ко всему египетскому, который сохранялся на протяжении всей истории. Не только греки восхищались египетскими пирамидами, но и многие иные народы и культуры проявили глубокое увлечение египетской историей и искусством.
Хорнунг назвал это "египтософией", объяснив, что это нечто среднее между эзотеризмом и истинным научным интересом. Дело в том, что, как показал Хорнунг, большинство культур, имевших какой-либо контакт с Египтом, были очарованы его экзотической красотой и создали свой собственный образ Египта, основанный частично на реальном опыте и знаниях, но в основном на воображении.
Теперь попытайтесь представить, что значило бы для грека в 3 веке до нашей эры стоять рядом с пирамидами, возвышающимися над пустыней на плато Гиза. Они должны были руководствоваться внушительным, но непритязательным внешним видом, не имея возможности узнать, что находится внутри.
Благодаря Геродоту и другим "летописцам", они знали, что это были огромные гробницы фараонов, умерших за тысячи лет до этого.
Пирамиды, и в частности Великая пирамида Хуфу, считались свидетельством величия египетского народа. В прошлом они поражали людей и заставляли их задумываться о том, какие тайны они охраняют.
С тех пор, как Геродот написал о том, что он видел и слышал в Египте (он посетил страну, когда она находилась под персидским владычеством, в середине 5 века до нашей эры), земля Нила стала синонимом экзотики и мудрости.
Говорят, что практически каждый выдающийся философ и политик греческого мира стремился побывать в Египте, где они, якобы, получали тайные знания о ряде вещей, которые держались в секрете от остальных смертных.
Такой фигурой считался, например, один из Семи мудрецов Греции, Солон Афинский, хотя теперь мы знаем, что он, вероятно, не путешествовал в Египет. Более правдоподобным представляется предполагаемый визит Платона в Египет, который, возможно, произошел в 393 году до н.э.
Оживленные рассказы о земле Нила, встречающиеся в его диалогах, безусловно, свидетельствуют об этом. Другими знаменитыми посетителями, якобы, являются Фалес, Евдокс, Пифагор и Ликург. Однако мы, возможно, никогда не узнаем, кто из этих людей на самом деле побывал в Египте. Более того, нет никаких указаний на то, что они когда-либо видели пирамиды.
Итак, люди в древнем мире стремились узнать, что находится в пределах доступной им Вселенной, и учёные писатели начали удовлетворять интересы этой аудитории.
Рассказы о бескрайних пустынях, непроходимых джунглях, экзотических народах и животных, а также замечательных древних памятниках, вызвали интерес у многих искавших острых ощущений греков, которые отправлялись в дальние путешествия и, что более важно для нашей истории, писали красочные рассказы о них.
В конце концов, они составили списки, в которых описали самые важные “Чудеса” известного мира. Самый популярный из этих списков содержал семь таких чудес: Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды, Статую Зевса в Олимпии, Висячие сады в Вавилоне и два Чуда, которые видели в Египте: Александрийский маяк и Великая пирамида. В то время составлялись разные списки, но существовало полное согласие в том, что Великая пирамида в Гизе - одно из самых захватывающих достижений цивилизации.
Первое заслуживающее доверия подробное описание Великой пирамиды в Гизе принадлежит Страбону, который жил в 1 веке до нашей эры.
Он был величайшим географом древнего мира и, описывая землю и памятники Египта, точно сообщил форму, размеры и материалы, из которых была изготовлена Великая пирамида.
Поколение спустя Плиний Старший опубликовал 37 томов своей "Естественной истории", в которых он также рассказывает о Великой пирамиде.
Здесь он указывает, что это единственное из Семи Чудес Света, которое все еще стоит, что, однако, было не совсем верно. Александрийский маяк был сильно поврежден землетрясениями в прошлом и в то время был заброшен, но есть свидетельства о людях, посещавших его руины еще в 1400-х годах нашей эры.
Плиний, как и Страбон, тоже думал, что пирамиду построили рабы, и он приводит оценку того, сколько людей и сколько времени потребовалось бы на ее возведение: 20 000 рабов и 20 лет. Наконец, Плиний заходит так далеко, что объясняет, что внутри Великой пирамиды была сеть камер и переходов, хотя он никогда не был внутри нее.
В целом, эти сообщения и истории помогли сохранить память о последнем Чуде Света в Западном мире, а их влияние ощущается по сей день.
.