Сегодня, даже среди самых дотошных специалистов по истории петербургской архитектуры, думаю мало кто помнит имя Алексея Константиновича Зверева. В принципе удивительного в этом мало. Выпускник Николаевской инженерной академии Зверев был военным инженером и специализировался на дорожном строительстве. Впрочем, и архитектуре Алексей Константинович был не чужд будучи одно время штатным архитектором Константиновского артиллерийского училища. Конечно должность сия предполагала, прежде всего, строительство и обустройство казарм, которые особых талантов и изысков не требовали. Хотя, судя по всему, попробовать свои силы именно в создании этих самых «гражданских изысков» капитан Зверев был совсем не против. И такая возможность вскоре ему представилась…
Свой первый частный заказ тридцатилетний военный инженер получил вероятно по знакомству. Он родился, вырос и был в последствии тесно связан с Царским селом, где, скорее всего, познакомился с проживавшим там семейством потомственного почетного гражданина Георгия Ивановича Дурнякина. Георгий Иванович был младшим сыном и одним из наследников купца второй гильдии Ивана Ефимовича Дурнякина – известного торговца птицей, содержавшего в столице почти десяток специализированных лавок и «холодильников». Правда по стопам отца Георгий Иванович идти не захотел и поступил на службу в городской почтамт скромным почтово-телеграфным чиновником четвертого разряда. В результате семейный бизнес возглавил его старший брат Яков Иванович, а Георгий Иванович унаследовал отцовскую доходную недвижимость. В 1898-м, уже будучи старшим сотрудником Николаевского комитета для разбора и призрения нищих и гласным Санкт-Петербургской городской управы, Дурнякин затеял перестройку «наследственной недвижимости» на Рузовской улице. И именно с этими планами обратился к Алексею Константиновичу Звереву. В результате был построен пятиэтажный доходный дом с поперечным флигелем. Все выглядело достаточно рационально, «по-военному» строго и… совершенно заурядно. Назвать сию работу Зверева хотя бы интересной довольно сложно. Но этим его сотрудничество с Дурнякиными не ограничилось...
В 1902-м на имя супруги Георгия Ивановича – Александры Павловны – был приобретен участок на Серпуховской улице под строительство нового доходного дома. Вновь пригласили Зверева. Правда в этот раз, есть большой соблазн предположить, что именно сама Александра Павловна приняла непосредственное участие в реализации проекта. Конечно возможно, что сам Алексей Константинович предложил украсить строение вполне банальной планировки «декорациями» в самой модной стилистике того времени. Но мне кажется, что за всей этой модерновой феерией с явным пристрастием к отдельным «понравившимся» деталям, чувствуется женская рука…
Абсолютно безликий, даже немного «казарменный» фасад ординарной пятиэтажки оказался четко разделен на три части с разной фактурой отделки и разными декоративными решениями. Если присмотреться, то сочетание кажется немного странным, будто составленным из разных вариаций модерновой стилистики, хотя в целом воспринимается неожиданно симпатичным.
Компоновка парадной опять таки проста и стандартна.
А вот детали отделки… Тут «эксклюзивно» практически все – входные двери самой парадной и входные двери квартир,
индивидуальный дизайн оконных рам с удивительной расстекловкой,
напольная плитка с очень редким рисунком,
и конечно же ограждение лестницы…Такой роскошный «вариант» есть только здесь, а подобное решение, во времена популярности «каталожных» заказов этой продукции, было делом неординарным и не дешевым…
Если заказчица хотела получить здесь свой собственный стиль, то думаю капитан Зверев смог реализовать это пожелание в полной мере. Впрочем, кто тут играл «главную партию» в оригинальном «декорировании» очень простого по сути здания, думаю, большой вопрос… В любом случае, дом этот так и оставался собственностью Александры Павловны вплоть до 1917-го…
Интересно, что для Алексея Константиновича Зверева это был последний доходный проект. Более он к подобному строительству, а уж тем более к модерну, никогда не обращался. В дальнейшем Зверев дослужился до звания генерал-майора, но строил только казармы…
Такая вот история..