Этим летом в селе Чухчерьма рухнула старинная церквушка. У местных жителей были связаны руки — браться за молотки им не разрешили так как терпящий бедствие храм — объект культурного наследия и памятник деревянного зодчества Русского Севера. Однако у церкви появился второй шанс. На её восстановление выделили средства, впрочем, есть один нюанс.
Под самый конец июля в Холмогорском округе рухнула церковь Василия Блаженного. Объект культурного наследия и памятник деревянного зодчества Русского Севера не дождался своего 200-летия. Праздновать его церковь должна была в следующем году.
Как сообщалось ранее, местные пытались своими силами привести храм в порядок, однако им этого сделать не позволили. Так как памятник культурного наследия абы кто чинить не может.
Как рассказали в правительстве Архангельской области, последние несколько десятилетий церковь оставалась ничейной.
К сожалению, у памятника на протяжении последних десятилетий пользователя нет, что и привело его к аварийному состоянию.
— объяснила исполняющая обязанности руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Наталья Некрасова.
Позже стало известно, что деньги в итоге нашлись и храм всё-таки спасут. Впрочем, есть один нюанс.
Что не так и какие уроки нужно извлечь из истории церкви Василия Блаженного рассказал "Царьграду" председатель Архангельского регионального отделения Императорского Православного Палестинского общества Владимир Станулевич.
Успеют ли к 200-летию
Известно, что на восстановление церкви в Чухчерьме и ещё нескольких объектов выделили пять миллионов рублей. Это означает, что на неё пойдут не все деньги, однако, как заверил Владимир Станулевич, этого хватит.
Более того, часть необходимых материалов уже предоставили благотворители. В частности, одно из лесопромышленных предприятий Архангельской области по просьбе АРО Императорского Православного Палестинского общества предоставило около 80-90 кубов древесины пиломатериалами. Их планируют задействовать в ремонте.
Однако возникают вопросы по срокам. Ведь в следующем году у церкви Василия Блаженного 200-летний юбилей. Как отметил Владимир Станулевич, по контракту срок — октябрь 2024 года. А контракт — дело серьёзное, без последствий не нарушишь.
Да и работа несложная. Там нет какой-то сложной конструктивной проблемы или огромных размеров церкви. Этого ничего нет. Она и компактная и успеть можно за летний сезон, если подготовить все материалы, работников нанять. Вообще, эта цифра, она с оптимизмом, так сказать, выделена, потому что ранее противоаварийные оценивались в несколько меньшие объёмы.
— рассказал Владимир Станулевич.
Однако в этой истории есть ещё одна проблема, которая может или затянуть работы или вовсе сделать их бессмысленными.
Что не так с берегом
Все знают, что природа — не застывшая картинка. Мир медленно, но всё же меняется, реки находят себе новое русло, на пустырях вырастает лес, а там, где раньше были холмы, со временем окажется озеро. Взять хотя бы те же горы Кавказа, которые когда-то были морским дном.
Вот и с Архангельской областью так. Северная Двина медленно, но верно подтачивает берег, тот самый, на котором стоит церковь Василия Блаженного.
"Проблема с берегом, я думаю, что это проблема законодательства. Реставрационного и по охране памятников, которое сейчас, в нынешнем своём варианте, гласит, что памятник должен реставрироваться строго на том месте, на котором сейчас стоит. Вплоть до того, что геолокация по каждому памятнику имеется. И, исходя из привязки к этой точке, геолокации, всё и должно происходить.
Есть пример такой в деревне Пияла на Онеге, когда было выделено несколько десятков миллионов, 60 или 70, на реставрацию колокольни, а основная проблема колокольни был в том, что она уже подмывалась на берегу и клонилась в сторону реки. То есть, ещё какое-то время, и она могла упасть. Вместо того, чтобы удалять её от реки хотя бы на 10 метров, решили там заняться берегоукреплением. Но берег Онеги в районе Пиялы не такой высокий и крутой, как в Чухчерьме. Высотой метров пять. А в Чухчерьме там метров пятнадцать. И процессы, мне кажется, идут быстрее, потому что есть фотографии 70-х годов, где церковь достаточно далеко от берега. Это значит, что его быстрее подмывает. Поэтому, как я понял эти цифры, которые выделены на церковь Василия Блаженного, они не подразумевают берегоукрепление. Потому что там большая, значительная сумма должна пойти".
— объяснил проблему Владимир Станулевич.
Уроки Чухчерьмы
Основной урок, который мы должны извлечь из ситуации в Чухчерьме по словам Владимира Станулевича — это то, что законодательство необходимо менять. Потому что немножко передвинуть памятник куда проще, чем пытаться справиться со стихией.
Это капитальная работа с забивкой свай, огромная, титаническая. Смысла она не имеет вот эта работа. Если отодвинуть церковь на десять метров, то можно обойтись без берегоукрепления. И это будет запас прочности на десятилетия. Но, к сожалению, есть такое законодательство.
— подчеркнул Станулевич.
Но это первый урок. Второй — отношение к памятникам. Ведь проще не спасать то, что рухнуло, а поддерживать в приличном состоянии, чтобы не случилось неизбежное.
Нужно менять соотношение между противоаварийными работами и реставрацией в сторону противоаварийных работ, потому что у нас сотни только в Архангельской области памятников истории и культуры деревянных церковных требуют противоаварийных работ. А реставрация — это очень дорогое удовольствие. Одну церковь отреставрировать — это миллионов 150-200 по государственным расценкам. К сожалению, сейчас идёт концентрация на реставрации, в то время как остальные памятники, которые требуют недорогие, миллиона в два-три, максимум в пять, противоаварийные работы, они, к сожалению, остаются без внимания федерального минкульта, потому что в основном это памятники федерального значения.
— добавил Владимир Станулевич.
А третий урок — заключать госконтракты с волонтёрскими организациями, которые уже давно и успешно работают над спасением памятников деревянного зодчества на Русском Севере. Правда, делают это они в основном на пожертвования.