Найти в Дзене
Японский центр СФУ

Японская живопись - кара-э

Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий. Термин «кара-э» поначалу относился к привезённым в Японию картинам китайских художников; затем его определение было расширено, чтобы включить японские произведения, созданные по образцу китайской живописи. Таким образом, вся японская живопись была разделена на две большие контрастные категории – «кара-э» и «ямато-э». Картины, следовавшие китайским моделям и на китайские темы относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы – к «ямато-э». На раннем этапе термин «кара-э» использовался, в основном, в отношении крупноформатных произведений, таких как росписи складных ширм (бёбу) или раздвижных перегородок (фусума), и только изредка применялся к картинам малого формата (свитки). Живопись кара-э изображала китайски

Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий.

Термин «кара-э» поначалу относился к привезённым в Японию картинам китайских художников; затем его определение было расширено, чтобы включить японские произведения, созданные по образцу китайской живописи.

Чжан Сюань. «Весенняя прогулка госпожи Хуго». Династия Тан (618–907) Музей провинции Ляонин. Китай.
Чжан Сюань. «Весенняя прогулка госпожи Хуго». Династия Тан (618–907) Музей провинции Ляонин. Китай.

Таким образом, вся японская живопись была разделена на две большие контрастные категории – «кара-э» и «ямато-э». Картины, следовавшие китайским моделям и на китайские темы относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы – к «ямато-э».

Чжоу Фан, династия Тан (618–907) «Придворные дамы настраивают лютню» (фрагмент)
Художественный музей Нельсона-Аткинс.
Чжоу Фан, династия Тан (618–907) «Придворные дамы настраивают лютню» (фрагмент) Художественный музей Нельсона-Аткинс.

На раннем этапе термин «кара-э» использовался, в основном, в отношении крупноформатных произведений, таких как росписи складных ширм (бёбу) или раздвижных перегородок (фусума), и только изредка применялся к картинам малого формата (свитки).

Кано Мотонобу. «Четыре благородных искусства» Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк.
Кано Мотонобу. «Четыре благородных искусства» Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк.

Живопись кара-э изображала китайских мужчин и женщин или экзотические пейзажи с высокими скалистыми горами и изрезанными пропастями. В картинах использовались яркие краски из минеральных пигментов, а тени и контуры были выполнены чётко различимыми мазками чёрной туши.

Чжоу Вэньцзю. «Литературное собрание». Период Пяти династий (907-960) Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин.
Чжоу Вэньцзю. «Литературное собрание». Период Пяти династий (907-960) Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин.

Популярность стиля «ямато-э» повлияла и на стиль «кара-э», началась его постепенная японизация, соединявшая изображения китайских сюжетов со стилистическими линиями «ямато-э». Хороший пример такой трансформации - картина на шестистворчатой ширме «Пейзаж» (山水屏風) из коллекции Национального музея Киото, ранее принадлежавшей Киотоскому храму Тодзи (東寺). На ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. Пейзаж состоит из невысоких, покатых холмов и широкого водного пространства, которые напоминают пейзажи вокруг реки Удзи в районе Киото.

«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи. 11 век Национальный музей Киото
«Ширма с пейзажем» («Сэндзуй бёобу») из храма Тодзи. 11 век Национальный музей Киото

Таким образом, уже в конце периода Хэйан (11 век) живопись «кара-э» перестала следовать китайским моделям, и этим термином стали обозначать просто картины на китайские темы и сюжеты.