Давайте поговорим о психотической матери.
Психоз – это общий термин. На самом деле – это семейство расстройств, известных как психотические расстройства. Сюда входит шизофрения (самое известное расстройство).
Но есть и другие психотические расстройства. Даже шизотипическое расстройство личности является психотическим расстройством. Это аномалии, связанные с бредом, галлюцинациями, расстройством мышления и речи, дезорганизованным или аномальным двигательным поведением, иногда кататоническим синдромом. Это то, что мы называем «отрицательными симптомами».
Бред – это фиксированные убеждения, которые не поддаются изменению в свете противоречивых доказательств. Бред может быть референтным. Например, «Они говорят обо мне». Ещё бред может быть соматическим, религиозным, параноидальным или грандиозным.
Такая мать создаёт альтернативную вселенную, альтернативный мир, в котором мать и ребёнок против всего мира, практически всегда враждебного. Иногда это мать, ребёнок и бог против враждебного мира.
Это коалиция, включающая в себя ребёнка (в большинстве случаев), а иногда и самого бога.
Таким образом, эта коалиция готова бороться со злом. Она включает в себя убеждения, которые диктуют определённое поведение, убеждения в заговоре во многих случаях. Ребёнок учится, ребёнок растет в менталитете осады, где все и всё подозрительно, ничто не является тем, чем является.
Так что есть проблема с реальностью. Ребёнок начинает верить в скрытый подтекст. Эта реальность, по сути, фантастическая, вымышленная.
И ребёнок находится больше в нарративе, чем в реальности. Другими словами, нарратив для него намного реалистичен, чем сама реальность. Он погружается в бред.
Галлюцинации подобны переживаниям, которые происходят без внешнего стимула. Когда ребёнок очень маленький, мать, у которой есть галлюцинации, попытается убедить ребёнка, что это не галлюцинации. Что у неё есть особые способности каким-то образом видеть и слышать то, что другие люди не видят и не слышат.
Таким образом – это форма самовозвеличивания, основанная на реальном опыте. Галлюцинация воспринимается психотиком, как реальность.
На самом деле – проекция внутренних объектов на мир. Это гиперрефлексия. Это зеркальное отражение нарциссизма.
Нарциссы интернализируют внешние объекты. Психотики экстернализируют внутренние объекты.
Ребёнок (особенно очень маленький ребёнок) убеждает себя, что мать права, она является существом высшего класса. Она видит и слышит реальные вещи. Но только она может видеть и слышать их.
Так что, эта дуальность превосходного существа, у которого есть привилегированная информация, идёт с таким ребёнком рука об руку на протяжении всей жизни.
Ребёнок может стать, например, яростным религиозным фанатиком, или тем, кто верит в теории заговора, или тем, у кого развивается параноидальное расстройство личности.
Речь и мышление матери дезорганизованы. Она переключается с одной темы на другую. Это явление известно, как сход с рельсов или свободные ассоциации.
Она отвечает на вопросы, которые только косвенно связаны с темой или совершенно не связаны с ней. Это явление известно, как тангенциальность. Речь такой матери настолько неорганизованная, что напоминает афазию. Это бессвязность, словесный салат. Да, словесный салат относится к психотическим расстройствам.
Нарциссы не занимаются словесным салатом. Так что, уважаемые эксперты, изучайте психологию.
Речь такой матери специфична. И поэтому ребёнок учится декодировать и расшифровывать мать. Её речь и мышление ухудшают эффективное общение. Ребёнок заменяет понятия, спекулирует.
А позже учится конфабулировать. Он устраняет пробелы, находит смысл в своём уме, создаёт правдоподобные сценарии, нарративы. Он занят спекуляцией большую часть времени.
Это создаёт в ребёнке гипнотическое или подобное трансу состояние.
Такой ребёнок (в последствии и взрослый человек) тоже будет погружён в себя, пытаясь понять мир.
Постепенно ребёнок ошибочно примет тот факт, что единственный смысл находится только внутри него.
Только то, что находится у него внутри, имеет смысл. Только его внутренний мир организованный, коммуникативный, а не хаотичный. Мир, который во вне – прямая противоположность.
Ребёнок учится быть шизоидом. Он учится быть самодостаточным, самостоятельным, солипсистом. Потому что он верит, что мир сумасшедший, хаотичный, бредовый, лишённый всякого смысла. В мире, который во вне, нет смысла. Весь смысл исходит изнутри.
Ребёнок погружается всё глубже и глубже в себя. Это подходит под описание такого ребёнка, у которого мать проявляла грубость, неорганизованное или аномальное поведение.
Таким примером является кататония. Негативные симптомы очень распространены при психотических расстройствах. Особенно при шизофрении. Они включают в себя уменьшение эмоционального выражения, уменьшение проявления аффекта.
То, что мы называем аволицией. Это как уход, как самоотрицание. Это как не быть. Но не просто не быть, а демонстративно не быть. Это похоже на то, как мать стреляет в себя.
Это не кататония, которая требует физической неподвижности. Это эмоциональная кататония, если хотите.
Мать перестаёт быть. Она не взаимодействует с ребёнком эмоционально, не выражает эмоции, она лишена воли. Нет ничего, что может мотивировать её изнутри.
Она становится безвольной, избегает зрительного контакта. Интонация её речи очень монотонная. Движения рук, головы и лица, которые, обычно, придают речи эмоциональный окрас, исчезают.
Язык тела приглушён. Мать начинает напоминать робота. Очень простого робота с очень примитивным программным обеспечением. Она просто сидит в течение длительного времени, проявляет мало интереса к участию в социальных мероприятиях. Также такой матери присущи ангедония, асоциальность и логия.
Логия – это снижение речи, ангедония – это снижение способности испытывать удовольствие, а асоциальность – это явное отсутствие интереса к социальным взаимодействиям.
Такая мать отстраняется, она изолирует себя, она часто не моется в течение нескольких недель. Ребёнок наблюдает за всем этим. Он подвергается всему этому. Мать исчезает понемногу, как Чеширский Кот. Вы знаете, что, когда Чеширский Кот исчезал, то оставалась одна улыбка.
Это самое ужасное, что только можно себе вообразить, потому что мать исчезает постепенно, по частям. И это неизбежно. Ребёнок ничего не может с этим поделать. Только представьте себе то чувство беспомощности, безнадёжности, последующей тревоги и депрессии.
Материалы статьи взяты из лекций Сэма Вакнина. Youtube. Перевод Ольги Ковалевой https://www.youtube.com/@ok_pogovorim