Строительство этой автодороги протяженностью свыше 2 тыс. км, призванной связать Колыму с Чукоткой, стартовало еще в 2011 году. С тех пор в эксплуатацию ввели лишь 230 км — то есть примерно 10% от общей длины трассы. В октябре 2023-го власти самого восточного российского региона сообщили о сдаче очередного объекта.
Эпохальный проект, конца которому не видно
В начале прошлого десятилетия проект дороги «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь» (с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота) называли эпохальным, ведь его реализация не только свяжет Чукотский АО с основной дорожной сетью России, но и позволит приступить к освоению новых месторождений, что наилучшим образом отразится на социально-экономическом развитии автономного округа. Не зря некоторые именуют будущую трассу «дорогой жизни».
К слову, в 2010-х ее строительство оценивалось в 150 млрд руб. Причем, речь идет о щебеночно-песчано-грунтовом покрытии и двухполосном движении. Разумеется, сегодня сумма на порядок выше. Правда, во сколько в итоге обойдется кампания, давно никто не подсчитывал. Еще сложнее сказать, когда автомобили смогут курсировать в круглогодичном режиме на всем протяжении маршрута.
Воплощение этой масштабной инициативы связано с целым рядом трудностей. Работать приходится в условиях вечной мерзлоты. Возникают сложности с транспортировкой оборудования, техники и материалов. Чтобы доставить нужный груз к месту строительства порой приходится преодолевать сотни километров по бездорожью.
Большая часть средств (не менее 90%) поступает из Москвы, но в федеральном центре к проекту относятся неоднозначно. Некоторые и вовсе сомневаются в его целесообразности, учитывая экономическую составляющую. В любом случае, он не в приоритете. Те не менее процесс идет, пусть и медленно.
Завершены очередные объекты
Осенью текущего года в Департаменте промышленной политики Чукотского АО отчитались о вводе 45 км — три участка расположены на отрезке между Билибино и Певеком и один — в направлении Омолона. Работы велись в течение примерно двух лет.
Также в 2023-м запустили движение по трем мостовым переходам суммарной протяженностью 412 м — через реки Левый Яракваам, Правый Яракваам и Лелювеем. Таким образом, общая длина десяти построенных мостов на трассе «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь» превысила 1,5 км. Всего же проектом предусмотрено возведение 292 таких объектов.
По словам начальника ГКУ ЧАО «Чукотуправтодор» Вадима Титова, которые приводит ИА «Чукотка», в данный момент сложно что-то планировать относительно дальнейших работ — с подрядчиками заключено несколько контрактов, но вопрос финансирования остается открытым. С уверенностью можно говорить о вводе в следующем году лишь 15 км. В январе 2023-го Главгосэкспертиза РФ одобрила проектно-сметную документацию по двум участкам — 695 – 710 км и 713 – 728 км.
Проект на десятилетия?
Из 2,2 тыс. км 1,4 тыс. км приходится на Чукотку (с учетом подъездов к Билибино, Комсомольского, Эгвекинота — 1,8 тыс. км), где двенадцать лет назад и стартовал данный проект со строительства 30-километрового участка между Билибино и поселком Комсомольский.
Аналогичные работы на территории Магаданской области начались лишь в 2015-м на отрезке Омсукчан – Омолон вдоль трассы автозимника. Его сдали через два года, но практически сразу после начала движения, дорога стала разрушаться — выяснилось, что строили ее с нарушениями. Суд обязал подрядную организацию устранить все дефекты только в 2021-м.
Стоит отметить, что на участке от федеральной Р-504 «Колыма» до Омсукчана дорогу протяженностью 256 км построили еще в середине прошлого столетия, но она нуждается в коренной реконструкции. Если реализация проекта продолжится прежними темпами, то в полной мере трассу сдадут только к началу XXII в.