В четверг, 12 октября, 333 скульптуры займут места на своих подиумах в залах Манежа. Два дня назад в Центральном выставочном зале был творческий беспорядок: площадки укрывались тканями, скульптуры доставали из ящиков, распаковывали и на специальных тележках бережно доставляли по временному "месту прописки". Специалисты осматривали работы, некоторые из них чистили.
"Сценарный план"
Новая выставка создавалась совместно с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Кроме того, свои работы представили 48 музеев со всей России. Эта экспозиция - продолжение проекта "(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева", который посетители смогли увидеть в 2021 году. Она погружала зрителей в историю скульптуры XVIII-XX столетий.
- Нынешняя выставка фокусирует внимание посетителя исключительно на ХХ веке, - рассказала Metro куратор Елизавета Павлычева. - Доминантой первого зала стала работа скульптора Александра Матвеева "Октябрь" 1927 года создания. Матвеевым мы закончили прошлый проект и начали этот. Концепция объединяет два культурных пласта ХХ столетия: скульптуру и видеохронику.
Первый зал авторы назвали "Сценарный план". Одним из элементов пространства стал огромный стеллаж - инсталляция из бюстов. Здесь представлены многие действующие лица прошлого века, среди них Маяковский, Гумилёв, Цветаева, учёные, артисты и политики - все те люди, к образам которых обращались скульпторы.
Скульптурный заповедник
В новом проекте музея - десятки разделов и тем.
- 0+ посвящён детской теме, 18+ обнажённой натуре, основе основ скульптуры, - объясняет Елизавета. - Есть разделы о революции, самолётостроении, освоении космоса, о людях труда, современном искусстве и многом другом.
Поднявшись на второй этаж, посетитель попадает в скульптурный заповедник. Здесь, в одной климатической зоне встречаются выполненные из металла, гипса, фарфора и дерева журавли, обезьяны, полярные медведи, экзотические птицы.
В центре зала установлен шатёр - импровизированная мастерская скульптора. Внутри неё стремянка, которой пользовалась Вера Мухина, и инструменты Михаила Аникушина.
- Поскольку концепция выставки - объединить скульптуру и кино, в проекте много хроники - городской и российской, кадры из документальных фильмов, - говорит куратор.
Алена Бобрович