Говоря о развитии ребенка, нельзя не сказать о формировании логического мышления. Давайте сегодня рассмотрим, что же это такое и как оно помогает в восстановлении утраченных функций детям с патологическим развитием.
Первый вид логического мышления наглядно-действенное. Что же это такое? Маленький малыш тащит соску в рот. Сначала он это делает неосознанно. Случайно попал, и получилось. Постепенно он понимает, что попасть можно и не случайно, а очень даже целенаправленно, а еще можно тянуть в рот не только соску, но и игрушку, бумагу, мусор, вообще все что попадется под руку и вызовет интерес. По мере развития расширяется и шаблоны данного восприятия, требующие данного рода наполнения. Собрать пирамидку- задание тоже из области наглядно-действенного логического мышления. Данный вид мышления является самым ранним, именно на нем базируется запуск речевого и мыслительного развития, постепенно он уступает место другим видам логической обработки информации, более развитым, но до конца не уходит, и человек обращается к нему на протяжении всей своей жизни, вырабатывая необходимые ему моторные навыки, и оттачивая их до автоматизма.
Второй вид логического мышления наглядно-образное. Что же это такое? Малыш видит мячик, он еще не знает и не понимает название слова мяч, не усвоил он его ни в слышимом, ни в письменном эквиваленте, а вот образ круглого предмета ему знаком. Он не может попросить мяч у мамы или папы. но когда ему нужна данная игрушка он явственно представит ее. Важно заметить на данном этапе не происходит соотношения слова-образ, этот вид мышления более примитивен. То есть понятие слова дай на слух ребенок может не воспринять, однако шаблон слова без национального языка звучания в его голове есть, и он может его использовать по назначению. Именно этот вид мышления чаще всего сбивает с толку мамочек, ждущих от своих малышей речи. Им кажется, что ребенок что-то понимает, реагирует, оценивает, так оно и есть, он действительно начал формировать первые логические шаблоны, вот только в теле шаблона нет речевого (словесно-звучащего) наполнения причем как во внешней речи, так и во внутренне, а понятие прибывает на позиции образа. Про таких детей можно сказать пустой речевой (произносительно-понимающий) словарь, но не пустой мыслительный образный.
Третий самый важный вид мышления словесно-логический (еще его называют абстрактно-логическим). Здесь на первом месте слово в его фонетическом и графическом эквиваленте. Соотнесение слов и понятий их взаимодействие, формирование тех самых суждений и умозаключений.
А теперь давайте рассмотрим патологии детей развитием препятствующем формированию того или иного вида мышления, какой тип логики станет у них доминирующим, и насколько удастся развить подобного человека в данном ключе.
Конечно, есть множество видов слуховых и зрительных агнозий, которые дают не полное нарушение слуха и зрения, а лишь искажение звучания и распознания звуков и объектов. Они вносят свои коррективы в речевые шаблоны, о которых я часто говорю, но для наглядности нам нужно рассмотреть самые грубые формы недугов, чтобы понять суть проблемы.
Вот перед нами слепой ребенок. Какой вид логического восприятия будет для него доступнее всего? Конечно действенное. Не секрет, что люди с подобными заболеваниями хорошо обучаются работе руками. Им крайне сложно сформировать образное мышление и из действенного они выходят в словесно-логическое, привязанное к понятию тактильного восприятия-слова. Отсюда создание языка слепых, помогающего им читать книги, воспринимать и передавать информацию. Мыслительные шаблоны в их голове не имеют образного наполнения, но это не значит, что человек не может использовать их по назначению. Такие дети вполне способны адаптироваться к жизни в обществе.
Второй вариант ребенок с нарушением слухового восприятия. Возьмем грубую форму проводящую к полной неспособности пользоваться слышимой речью. Что не хватает в речевом шаблоне такого ребенка? -Конечно же слова. Как далеко можно уйти на образном мышлении, не подкрепленном символами речи? К сожалению, не далеко, отсталость в данном варианте настигает ребенка куда быстрее, чем при нарушении зрительного восприятия, когда есть возможность соединить тактильную характеристику объекта с его фонетическим названием. Для таких детей крайне важно наполнить речь образами слов в их письменным, знаковым эквивалентом. Часто в данном процессе при наличии не грубой формы слуховой агнозии налаживается и слышимое восприятие, это связано с самим речевым шаблоном и особенностями взаимодействия его частей. Так или иначе, пока данному ребенку не дадут словесную альтернативу слышимой речи вперед его развитие не пойдет.
Третий вид мышления самый интересный, самый терапевтически важный. Мышление словесно-образное, или абстрактно-логическое. Данный тип мышления позволяет формировать суждения и умозаключения. Выражать их взаимосвязь. Иными словами, не видя объекта слепой человек может расспросить о его свойствах, составив представление о нем на основе логики. То же происходит, когда слуховая агнозия наконец поддается, и ребенок с нарушением слухового восприятие привязывает понятие слышимое слово-объект, при помощи обработки данного шаблона абстрактно-логическим путем.
Исходя из вышеописанного можно сделать простой вывод, что для восстановления нарушений восприятия крайне важно выйти на уровень абстрактно-логического мышления и максимально развить его, тем самым наполнив недостающую часть мыслительного -речевого шаблона, утраченную в связи с патологией, иным мыслящим, обдуманным способом, на основе знаний, суждений, и умозаключений о данном объекте.
К какому выводу можно прийти, у ребенка с патологией всестороннее развитие интеллекта становится приоритетным фактором восстановления. Не стоит в данном процессе цепляться за нарушенный участок восприятия, поврежденный мыслительный шаблон можно наполнить в обход, на основании имеющихся источников. Самое важное не упустить время, и не дать малышу с нарушениями остаться со своей проблемой один на один.
Какой вид логического мышления наиболее развит у Ваших детей?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.