МОДИФИКАЦИИ
СУ-24 Первый серийный вариант фронтового бомбардировщика.
СУ-24М. Внешне от СУ-24 отличается удлинённой носовой частью фюзеляжа с новым обтекателем РЛС, в вершине которого смонтирована длинная штанга ПВД. У СУ-24М обновлён состав бортового оборудования, расширена номенклатура авиационных средств поражения. Самолёт оснащён системой дозаправки в воздухе, штанга топливоприемника смонтирована перед козырьком фонаря кабины. Первый полёт выполнил 24 июня 1977 г.
СУ-24МК. Экспортный ("К" - коммерческий) вариант бомбардировщика СУ-24М. СУ-24МК экспортировались в Сирию, Ливию, Иран и Алжир. В 1991 году все самолёты ВВС Ирака без потерь перелетели в Иран, Иран Ираку вернул не все бомбардировщики. Кроме того, несколько СУ-24М были закуплены Ираном в России.
СУ-24МР. Самолёт для ведения комплексной тактической разведки; первая в СССР машина, способная вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
СУ-24МП. Постановщик помех, построено порядка двадцати самолётов, часть из которых после распада СССР осталась на Украине.
СУ-24М2. Вариант СУ-24М2 разработан в ОКБ им. П.О. Сухого, на самолёте обновлён состав БРЭО и приборного оборудования кабины, повышена боевая эффективность самолёта. В 2005 году МО РФ заключило контракт на модернизацию 32 машин СУ-24М в СУ-24М2. Контракт выполнен, самолёты СУ-24М2 состоят на вооружении ВВС РФ.
СУ-24 СВП-24. Вариант СУ-24 СВП-24 создан ЗАО "ГЕФЕСТ и Т", а не головным разработчиком, что для современной России уникально. На самолёте полностью заменено вычислительное оборудование, выполнен ряд других доработок БРЭО. Значительно повышены точность самолётовождения и бомбометания, в частности точность нанесения ударов обычными бомбами сопоставима с точностью бомбометания боеприпасами с коррекцией по GPS. Доработку в СУ-24 СВП-24 возможно проводить непосредственно в строевых частях. После успешного применения СУ-24 СВП-24 в "пятидневной войне" 2008 года с Грузией ВВС РФ заказана модернизация в СУ-24 СВП-24 ограниченного количества бомбардировщиков; самолёты состоят на вооружении строевых частей ВВС. В вариант СУ-24 СВП (не в полном объёме) модернизированы СУ-24МК ВВС Алжира.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МОДИФИКАЦИИ. В полной мере реализовать заложенный в СУ-24 потенциал так и не удалось, в большей степени по причине известных событий 1990-х годов. В конце 1980-х в ОКБ велись работы по СУ-24БМ ("Большая Модернизация") увеличенных размеров с новыми двигателями и бортовым оборудованием, внутренним отсеком вооружения. От СУ-24БМ отказались в пользу создания фронтового бомбардировщика нового поколения Т-60, который так и не был построен. В 1990-е годы велись работы по СУ-24ММ ("Малая Модернизация"), но работы также были свёрнуты. На СУ-24ММ планировалась установка двухконтурных двигателей АЛ-31Ф от СУ-27 и из-за большего, чем у АЛ-21Ф расхода топлива, предполагалось оборудовать за кабиной третий воздухозаборник двигателей. Проект не вышел из "бумажной" стадии.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ.
Серийное производство СУ-24 началось в 1972 году на заводе в Новосибирске, ещё до окончания испытаний бомбардировщика. Первые серийные машины в 1973 году поступили в Центр боевого применения и переучивания лётного состава дислоцированный в Липецке, а в 1974 году первым на СУ-24 перевооружили дислоцированный в Черняховске 4-й Гвардейский бомбардировочный авиаполк. В начале освоение новой техники шло сложно - СУ-24 приобрёл славу аварийного самолёта. Со временем бортовые системы удалось довести до высокого уровня надёжности, а лётный и технический состав освоил матчасть в должной степени.
СУ-24 предназначался в основном для Европы. С баз, расположенных в западной части СССР, Польше и ГДР, новые бомбардировщики могли поражать цели практически по всей Западной Европе. Полки СУ-24 регулярно отрабатывали нанесение ударов с малых высот по целям. В середине 1980-х годов эскадрилье СУ-24М была поставлена задача нанести учебный удар по аэродрому Венгерских ВВС. Ни одной атаки истребители не выполнили.
Летом 1979 года первые СУ-24 поступили в 16-ю воздушную армию, дислоцированную в ГДР. Тогда же на Западе появились первые фотографии самолёта, именуемого СУ-19 "Fencer". По уровню секретности СУ-24 можно сравнить разве что с МиГ-31 и ТУ-22М3. В СССР СУ-24 впервые публично показали только в 1989 году.
Первые СУ-24М в 1981 году поступили в дислоцированный в Воронеже 760-й инструкторско-исследовательский авиаполк Липецкого авиацентра, на базе которого в 1984-1985 годах самолёт проходил войсковые испытания. Приоритет в получении СУ-24 и СУ-24М имели полки, дислоцированные на западных рубежах СССР и его европейских союзников, однако со временем СУ-24 появились и на востоке Союза, чем не в малой степени озаботились Китай и Япония.
СУ-24МР оптимизированы для ведения разведки с малых высот. В разведывательных полках обычно имелись эскадрильи высотных МиГ-25РБ и работавших у земли СУ-24МР. Первым СУ-24МР получили дислоцированный в Шаталово под Смоленском 47-й отдельный Гвардейский Борисовский Краснознамённый разведывательный авиаполк.
К концу 1991 года в составе ВВС и авиации ВМФ СССР насчитывалось порядка 900 бомбардировщиков СУ-24 - 24М и 200 разведчиков СУ-24МР. После распада СССР самолёты СУ-24 разделили между собой Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан, небольшое количество самолётов отошло Азербайджану, Туркмении и Узбекистану. С разделом СУ-24 связан уникальный в постсоветской истории эпизод - экипажи шести СУ-24 дислоцированного в Староконстантинове (Украина) 7-го бомбардировочного авиаполка "угнали" свои машины в Россию на аэродром Шаталово. Вместе с самолётами В Шаталово доставили Боевое знамя 7-го БАП.
В 1990-е годы СУ-24, после снятия с вооружения однодвигательных Миг-27 и СУ-17, стал основным ударным самолётом ВВС РФ. В 1980-е годы ограниченное количество СУ-24 использовались в боевых действиях на территории Афганистана, более интенсивно их применяли в ходе антитеррористической операции на Кавказе. Были, к сожалению, и потери. Стоит отметить, что СУ-24 применялись со средних высот, где они были уязвимы для средств ПВО. Упал и уровень подготовки экипажей.
Над Чечнёй впервые в боевой обстановке применили разведчики. На определённом этапе операции встал вопрос о сопровождении СУ-24МР истребителями. МиГ-29 в силу малой продолжительности полёта не рассматривался, а СУ-27, как выяснилось, не могли долго держаться в одном боевом порядке с СУ-24МР при полёте у земли на скорости 800-900 км/ч. Истребительного прикрытия разведчики не получили.
На смену бомбардировщикам СУ-24 в ВВС РФ приходят самолёты СУ-34, тем не менее, списывать СУ-24 со счетов ещё рано. Карьера замечательного самолёта ещё далека от завершения.
Су-24 предназначались, в том числе, и для нанесения ударов ядерным оружием, а потому практически все самолёты ВВС СССР получили "противоатомную" окраску светло-серого цвета с белыми передними кромками крыла и оперения, белыми нижними поверхностями. Опознавательные знаки - красные пятиконечные звёзды - наносили на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двухзначные бортовые номера, как правило, белого цвета, наносились на воздухозаборники двигателей, обычно номера дублировались (более мелко) на килях. Обтекатели антенн некоторых СУ-24 "без маркировки" были окрашены в зелёный цвет. На бортах фюзеляжа в районе кабины красной или голубой краской часто изображалась эмблема ОКБ им. П.О. Сухого. Разведчики СУ-24МР с целью затруднения их идентификации окрашивались аналогично бомбардировщикам, хотя конструктивной необходимости окрашивать обтекатель в белый цвет не было. В Советский период дополнительная символика, исключая знак "Гвардия", на самолёты не наносилась. Два СУ-24М четвёртой эскадрильи 234-го авиаполка, дислоцированного в Кубинке, получили "экспортную" камуфляжную окраску. Все экспортные СУ-24 (экспортировались только СУ-24МК) камуфлировались, нижние поверхности окрашивались в голубой цвет.
В 1990-е на СУ-24 появилась символика полков и частей, имевших на вооружении эти самолёты. Наиболее известна эмблема в виде быка с девизом "ВСЕГДА" 3-й эскадрильи Липецкого авиацентра - эмблема нанесена на оба борта фюзеляжа в районе кабины.
На всех разведчиках 47-го гвардейского разведывательного полка нанесены ордена, которыми полк был награждён в годы войны, и выполнена надпись "Борисовский". Некоторые самолёты 47-го полка названы в честь Героев Советского Союза, служивших в годы войны в этой части.
СУ-24 ВВС Украины, Белоруссии и Казахстана сохранили "советскую" окраску, но получили новые опознавательные знаки.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!