Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Обыкновенный колониализм

При поздних Османах еврейское население Палестины не превышало 5% от общей численности. Массовая сионистская иммиграция, которая началась в конце XIX в., привела к тому, что к 1948 г. уже до трети населения региона составляли евреи. Арабам это никак не нравилось, так что Гражданская война между двумя этническими группами шла в британской Палестине аж с 1920 г. Когда британцы ушли, эта перманентная Гражданская война просто трансформировалась в Первую арабо-израильскую, она же Война за независимость Израиля.

Во время этой войны произошла «Накба» – массовое изгнание евреями половины всего арабского населения Палестины. Свои дома были вынуждены покинуть более 700 тыс. человек. В свою очередь тогда же началось аналогичное изгнание евреев из арабских государств Ближнего Востока. С конца 1940-х и до начала 1970-х гг. из Северной Африки, Ирака, Египта, Йемена и ряда других стран были вынуждены уехать до 900 тыс. евреев. Две трети из них поселились в Израиле, что за несколько лет удвоило его население.

Кстати, этот еврейский Исход из арабского Ближнего Востока привёл к межобщинному напряжению в самом Израиле. Сионистский проект изначально был идеей ашкеназов, то есть европейских евреев. Массовая миграция мизрахи, то есть ближневосточных евреев, наглядно показала, что еврейский этнос состоит как минимум из двух очень непохожих друг на друга сообществ. Потребовались несколько поколений, чтобы ашкеназы и мизрахи более-менее притёрлись друг к другу.

В итоге сегодня население Израиля составляет 9 млн. человек, из которых 80% являются евреями, а 20% – арабами, причём Основной закон 2018 г. провозглашает исключительно еврейский характер государства. Формально арабы с израильским паспортом имеют те же права и обязанности, что и евреи (за исключением того, что они освобождены от призыва в армию), но многие израильские арабы полагают, что фактически их социально дискриминируют.

В Государстве Палестина, которое состоит из двух несвязанных между собой частей – сектора Газа и Западного берега реки Иордан – живут 5 млн. человек. Из них в секторе Газа – 2 млн., а на Западном берегу – 3 млн.

Важно ещё помнить, что еврейским поселенцам недостаточно территорий, завоёванных в Первой арабо-израильской войне – то есть в пределах международно признанных границ Израиля, и они строятся или строились на всех территориях, которые Израиль захватил после этого. Еврейские поселения были на Синайском полуострове до того, как Израиль помирился с Египтом и вернул ему эту территорию, а также в секторе Газа до 2005 г. До сих пор эти поселения сохраняются и даже расширяются на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и на Голанских высотах. Всего там в лучших традициях поселенческого колониализма с соответствующими издержками для местных арабов живут уже около 700 тыс. евреев.

Что касается сектора Газа, то после того, как Израиль полностью вывел свои войска и поселения оттуда в 2005 г., он фактически взял регион в блокаду. Работы в нищем секторе нет, выехать местные не могут, поэтому неудивительно, что исламские радикалы и реваншисты из ХАМАС сначала победили на выборах 2006 г., а затем смогли установить свою военную диктатуру – никаких выборов в секторе с тех пор не было. Получается петля насилия (https://t.me/whalesgohigh/5144) – Израиль держит в блокаде нищий двухмиллионный анклав, который стал базой для террористов из ХАМАС. Те запускают ракеты и устраивают рейды, во время которых совершают чудовищные преступления, а Израиль в ответ бомбами сносит целые дома в Газе, что ещё больше укрепляет поддержку диктатуры ХАМАС среди палестинцев.

И как реалистичным образом разорвать эту петлю – никто не знает. Сейчас не 1940-е гг. и вариант убить или выселить несколько миллионов человек явно не пройдёт. Идея законодательно оформить двунациональное еврейско-палестинское государство пока находит поддержку только среди большинства израильских арабов, но не у большинства израильских евреев или палестинских арабов. Неясно и то, как можно разграничить два независимых государства – еврейское и палестинское – без израильской оккупации и без палестинского реваншизма.

Стальной шлем