Выйдя из Мариентальского парка, мы отправились к церкви Спасо-Преображения. Первое впечатление, - оказались в Великом Новгороде. Перед нами предстал белокаменный храм в лучших традициях новгородской архитектуры.
Церковь строили к 300-летию Дома Романовых по проекту А. Захарова. Владельцем Павловска в то время был Константин Константинович. Великий князь выделил под застройку участок на окраине парка в районе поселка Тярлево.
Церковная территория маленькая, кругом ограждение, и сфотографировать храм полностью не удалось.
В 37-м храм закрыли, дубовый иконостас уничтожили. В 50-х прошлого века разобрали колокольню и сняли купола, в таком виде в конце 90-х церковь передали верующим.
Росписи в храме новые, но какие! Мягкие и насыщенные тона иконописи как небесное покрывало, находясь внутри, испытываешь чувство защищенности. Мне близка подобная архитектура, с ее окнами, алтарями, сводами, здесь ощущается история и традиции, несмотря на былое разорение.
При расчистке фасадов был обнаружен образ Спаса Нерукотворного, который не тронули, а только закрасили краской, поэтому он хорошо сохранился.
После обеда мы пошли к самой старой каменной постройке Павловска - храму Марии Магдалины. Заложили приход в 81 году 18 века и освятили в честь небесной покровительницы Марии Федоровны.
Внешний вид церкви нетрадиционный, без фасадных излишеств, с колоннами, портиком и часами на башне (проектировал Д. Кваренги). С двух сторон архитектор пристроил флигеля для богаделен.
Церковь посещал Павел Петрович с супругой. В храме можно увидеть памятники близких Павлу людей, Н.И. Панину (дипломату, воспитателю наследника престола), А. Б Куракину. Над памятными досками знамена, едва ли подлинные, - после революции Мариинская церковь была закрыта и от нее мало что осталось. Храм приспособили под обувную фабрику и фабрику игрушек.
У северной стены должно быть захоронение Н.А. Загряжского, - информация в источниках разная. Внутренне убранство мало отличается от внешнего, ничего лишнего, минимум образов, свечи, хоры, но задержаться желания не возникло.
Рядом с церковью еще одно классическое здание, построено для инвалидов войн уже после гибели Павла I. Сейчас в здании находится Дом детского творчества.
Небо хмурилось, и мы поспешили еще к одной церкви Павловска – собору Николая Чудотворца. Некогда красивое сооружение, было передано православной церкви в полуразрушенном состоянии.
В 30-х годах собор закрыли и разместили в нем клуб, позднее склад и мастерские. Во время ВОВ бомбежки довершили разрушения.
Константин Константинович хотел видеть церковь необыкновенной красоты и несколько раз отклонял проекты. А.И. фон Гогену удалось создать храм, который удовлетворил требования К.К. и взыскательной публики.
На архитектурном сайте Петербурга читаем:
«Новая церковь была построена из красного кирпича в стиле московско-ярославского зодчества 16-17 вв., облицована специальным кирпичом, привезенным из Франции. Каркасы барабанов главного купола были покрыты стеклом, что создавало особое освещение…»
Храм строился как полковая церковь Лейб-гвардии сводного казачьего полка, сформированного Высочайшим указом Николая II и мог вместить до 1000 молящихся.
Верхняя часть кирпичного храма покрыта белой краской – издалека видится как глазированный пасхальный кулич. Ощущению праздника не помешало ни пасмурное небо, ни дождь.
Внутрь не пошла, а отправилась к руинам здания Конно-артиллерийской бригады.
Собор Николая Чудотворца находится в стороне от дорог, в бывшей Солдатской слободе, в тихом месте рядом с кладбищем, где покоится Александр Брюллов.
В Павловске сохранилась усадьба Брюллова, которую проектировал сам архитектор. Отдыхал Брюллов именно здесь, а работал в Петербурге.
Осмотр руин пришлось прервать, начался сильный дождь, город нас проводил ненастьем, а Петербург встретил солнце и радугой.
Спасибо, что прочитали!