Найти тему
Дом Свечей

Вежливый отказ. Рассказываем, как корректно отказывать в одолжениях, если они неуместны и обременительны для нас

Каждый сталкивался с ситуацией, когда кто-то просил его о том или ином одолжении.

Однако бывают случаи, когда нам не хочется помогать по тем или иным причинам.

Например, нас отталкивает сам человек, попросивший о помощи, потому что он частенько ведет себя как навязчивый эгоцентрик, думающий только о своем комфорте.

В других случаях нам не хочется помогать токсичным коллегам, знакомым или родственникам, которые просто не умеют ценить нашу помощь, а воспринимают ее как само собой разумеющееся.

Пожалуй, отказать неприятному человеку проще. Но что делать, если нас просят о помощи весьма корректно и вежливо, а просьба обременительна для нас в силу разных обстоятельств.

Давайте узнаем, как правильно поступать в таких ситуациях.

В чем состоит сложность отказа?

Слово «нет» такое короткое и простое, но почему-то его так сложно порой произносить.

Каждая ситуация индивидуальна, но в целом дискомфорт отказа связан со следующими наиболее распространенными причинами:

Мы себя не ценим. Некоторые люди просто не научены заботиться о себе. Они привыкли ставить чужие интересы выше своих, поэтому вникают в чужие проблемы и посвящают свое время и силы решению проблем других людей, даже невзирая на то, что их личные ресурсы уже довольно истощены.

Таким людям важно помнить, что их чувства и потребности тоже важны. Поэтому, если они устали, то могут отказать в одолжении, чтобы посвятить это время отдыху и восстановлению.

Страх ответной реакции на отказ. Люди боятся испортить отношения с окружающими, а отказ может обидеть и разозлить того, кому отказали. Порой восстановить отношения после этого может быть непросто. Особенно если в отношениях уже были негативные ситуации.

Важна причина отказа. Нам легче отказать другому, если мы сами завалены по самую макушку ворохом проблем.

А вот если причиной отказа является простое нежелание исполнять чужую просьбу, то сказать «нет» в таком случае становиться сложнее.

Установка на то, что хороший человек не может отказать. Установка, что хорошие люди всегда всем помогают, обрекает человека на нескончаемое решение чужих проблем. Важно помнить, что отказ не делает нас плохими.

Непонимание себя самого. Очень часто люди, которые не знают, чего хотят от жизни, каковы их цели и интересы, не имеют четких ориентиров. Они не понимают, что им нравится, а что нет, поэтому им сложно отказать другому в исполнении его просьбы.

Следует уяснить, что каждый человек не обязан решать чужие проблемы и может отказать даже в ответ на вежливую просьбу.

Ведь наши ресурсы небезграничные, и только мы решаем, на что их тратить. Иначе мы обрекаем себя на хронический стресс из-за постоянного переутомления.

Как правильно отказывать?

Понять свои приоритеты. Все, что мы делаем, подчиняется нашим целям и соответствует нашим ценностям.

Человек должен видеть ясную картину того, где он хочет себя реализовать, и какие сферы являются для него наиболее значимыми в жизни.

Поняв себя, мы можем более осознанно соглашаться или отказываться помогать другим.

Например, если коллега просит его подменить на работе, то мы можем ему отказать, если хотим больше времени проводить с семьей или посвящать свободные часы своему хобби, которое помогает нам справляться со стрессом.

Мы можем согласиться помочь, если ранее этот человек выручал нас, тогда наше одолжение ему будет знаком нашей благодарности.

Объяснить причину своего отказа. Не всегда нужно аргументировать свой отказ.

Например, это совсем не требуется при общении с малознакомыми людьми: попутчиками в поезде, прохожими и пр.

Однако, если нам предстоит общаться с этим человек долгое время, то объяснить причину своего отказа все-таки нужно.

Во-первых, объясняя причину отказа, мы формулируем ее и для себя самих, чтобы не мучиться угрызениями совести за свой отказ.

Во-вторых, слово «нет» будет восприниматься мягче. Ведь своим объяснением мы покажем человеку, что мы его не отвергаем и не пытаемся причинить зло.

К тому же озвученная причина нашего отказа помогает и самому просившему легче принять наш отказ.

Не брать ответственность за чужие чувства. Существует вероятность того, что наш отказ может спровоцировать ответную негативную реакцию, и человек, например, обидится.

Это его выбор, за который мы не несем никакой ответственности. Каждому нужно учиться спокойно принимать отказы и управлять своими эмоциями.

Уважать свои желания. Не нужно искать для отказа весомые причины, в виде большой занятости или недостаточности личной компетенции в данной проблеме.

Простое нежелание что-то делать уже дает нам право на отказ. Мы можем устать и вымотаться, быть не в том эмоциональном состоянии, чтобы решать чужие проблемы.

Не нужно корить себя, если мы хотим просто расслабиться на диване, а не ехать на другой конец города, оказывая одолжение.

Предложить иные альтернативы. Когда дело касается личных отношений или профессиональных контактов с коллегами стоит искать альтернативные варианты решения проблемы. Так мы смягчаем свой отказ.

Например, если коллега просит нас помочь ему с отчетом, то его можно направить к другому сотруднику, у которого есть соответствующий опыт.

Избегать оправданий. Если мы отказываем, да еще и поясняем причину, то не нужно бесконечно извиняться и спрашивать, не обидел ли наш отказ просившего о помощи.

Так мы демонстрируем свою слабость и неуверенность, показывая, что не ценим свои интересы. А еще даем манипулятору прицепить свои крючки и все-таки вытянуть из нас выполнение своей просьбы, играя на чувстве вины.

Взять паузу. Если чья-то просьба застала нас врасплох, то лучше взять паузу и не спешить с ответом, сославшись на то, что нам нужно проверить свой загруженный график. Время позволит найти корректную причину для отказа.

Проявлять уважение к собеседнику. При отказе очень важна форма подачи информации. Если мы откажем грубо, то вызовем негатив. Если откажем деликатно, объяснив причину, то мы смягчим негативную реакцию. Важно продемонстрировать собеседнику, что его эмоции для нас важны, но не менее важны и наши собственные приоритеты.

Говорить честно. Когда нам не хочется говорить истинную причину своего отказа врать все равно не нужно. Конечно, мы врем, чтобы не обидеть человека.

Однако, если выяснится, что мы соврали, то негативный эффект будет сильнее. Всегда можно просто сказать, что мы не хотим что-то делать, ведь это тоже уважительная причина, если мы ценим свои желания.

Теперь мы знаем, как корректно отказывать в одолжении и не ранить чувства других.

Компания «Дом Свечей» желает всем гармоничного общения.

А для создания располагающей и легкой атмосферы используйте ароматы.

Приятное благоухание поможет убрать негатив и расслабить напряженную обстановку.

Заходите на сайт, великолепные интерьерные парфюмы ждут Вас!

#отношения #чувства #психология