Что происходит с теми детьми, которые в 7 классе с удовольствием решают сложные и нестандартные задачи, а потом вдруг теряют интерес к математике вообще?
Я выдвигала много различных гипотез, спрашивала у детей, но ответ неожиданно нашелся именно в Сириусе. Сравнивая задачи из листочков, детей из 7 и 8 классов, легко заметить, что между ними разница не в 1 год, а буквально целая пропасть. В 8 классе происходит изменение в восприятии обучения.
Олимпиадные задания резко меняются и становятся более фундаментальными. Там нет уже привычных задач про рыцарей и лжецов, раскрасок и графов. А вместо них комбинаторика, индукция, геометрия... Дети, пошедшие на кружок только в 8 классе начинают обыгрывать бывших чемпионов у многих из них пропадает интерес.
С 8 класса авторы задач требуют фундаментальных знаний. Уже недостаточно придумать решение, его надо грамотно обосновать. Олимпиадная математика - это в первую очередь эстетика рассуждений и психологическая готовность решать задачи без алгоритма.
И, начиная с 8 класса, подготовка в кружках переходит на другой уровень. Теперь уже нельзя отрешивать типичные задачи, надо глубоко вникать в технику постановки задачи. В отличие от школьных задач, решая олимпиадную задачу, ребенок не должен знать ее решение заранее. Именно тогда он получит удовольствие от решения-открытия.
Но большинство детей к 8 классу не готовы решать в условиях неопределенности. К олимпиадам готовы только те дети, у которых нет отторжения к задачам, технологии решения которых отсутствуют.
Поэтому на этом этапе очень важно правильно выбрать тренера. Грамотный тренер не будет превращать подготовку к олимпиадам в отработку определенных тем, а будет показывать технику. И чем больше технических моментов будет изучено, тем больше шансов на победу.