В конце 2022 года в русском сегменте Интернет широко обсуждалась возможность перехода на процессоры Loongson, как альтернативу продукции Intel и AMD с приобретением и безопасностью которых существуют сложности, рассказывает руководитель аналитического отдела международного евразийского движения, замдиректора центра социально-интеграционных исследований Владимир Киреев. «Однако тогда же, в конце 2022 года, последовало заявление со стороны китайских властей, что разработанный процессор представляет стратегическую ценность для Китая и за рубеж, в том числе в Россию, поставляться не будет. Хотя на тот момент было продано несколько сотен ноутбуков пользователям в России, массовое использование стало невозможным. Однако сегодня мы снова узнаём, что гендиректор „Норси-транса“ Сергей Овчинников заявляет, что устройства на базе Loongson и под управлением Linux будут производиться и продаваться в России, скорее всего, в первую очередь, в госсекторе, но, вероятно, устройства будут доступны и частным лицам. О чём это говорит? Либо имели место переговоры о том, чтобы разрешить продажу процессоров в Россию, либо сам первоначальный запрет в отношении России носил условный характер. Учитывая, что прошёл почти год с момента последних разговоров о данном устройстве, более вероятен первый вариант», — объясняет ситуацию аналитик.
Точные даты поступления новых моделей на российский рынок будут зависеть от места конечной сборки продукции, считает замдиректора центра социально-интеграционных исследований Киреев. «Если это будет Россия, то понадобится 6-9 месяцев для налаживания производства. Если Китай, то они уже делают всю линейку продуктов, от ноутбуков, до серверных станций и систем хранения информации. Конечная цена зависит от конкретных договоренностей. В идеале цены должны снизиться. Но если китайские партнёры будут настаивать, что они несут избыточные риски, торгуя с Россией, то могут, напротив, даже вырасти», — прогнозирует эксперт.
Использование зарубежных процессоров для hi-tech, в том числе для смартфонов, ноутбуков — это вынужденная необходимость для нашей страны, уверен аналитик Киреев. «Россия в целом, скорее, способна обеспечить себя процессорами, устройствами хранения памяти для военной техники, но для работы DATA-центров, серверов, того же самого пресловутого ИИ — у нас делать процессоры нет возможности. Такого оборудования в России нет, и разработать его предельно сложно из-за сроков и стоимости всего процесса. Если Россия захочет делать свои процессоры на 12 и менее нанометров, то нам, скорее всего, придётся кооперироваться с несколькими не менее крупными странами с достаточно развитой экономикой и научным потенциалом. Страны ЕАЭС в данном случае не подходят по целому ряду причин, в том числе — объём рынка, научная оснащённость и, кроме того, они вполне удовлетворяют свои потребности за счет закупок техники у их обычных производителей, чьи поставки закрыты для нас», — объясняет эксперт.