Найти в Дзене

Александровская колонна в Санкт-Петербурге

93 метра скалистой дороги отделяло берег Финского залива от каменоломни, но колонну нужно было спустить к пристани, поэтому приходилось взрывать неровности и настилать путь из балок. Двигали колонну при помощи лебедок, досок, натертых мылом и салом, а также клиньев. 63-метровый пирс на берегу Финского залива, который заканчивался дамбой в 32 метра, специально построили для транспортировки Александровской колонны. А еще был построен плоскодонный корабль, могущий транспортировать 1100 тонн. Колонну чуть не утопили при погрузки корабля: сходни, по которым надо было грузить гранитный цилиндр, подломились и строители вместе с солдатами двое суток затаскивали монолит на корабль. Но 13 июля 1832 года судно с колонной и буксирными пароходами стояло около пристани Зимнего дворца. Изначально в своем проекте Монферран хотел возвести обелиск в египетском стиле с барельефами, но император Николай I решил иначе. Для фундамента колонны в центре площади было забито 1250 сосновых свай. При установке г

93 метра скалистой дороги отделяло берег Финского залива от каменоломни, но колонну нужно было спустить к пристани, поэтому приходилось взрывать неровности и настилать путь из балок. Двигали колонну при помощи лебедок, досок, натертых мылом и салом, а также клиньев.

63-метровый пирс на берегу Финского залива, который заканчивался дамбой в 32 метра, специально построили для транспортировки Александровской колонны. А еще был построен плоскодонный корабль, могущий транспортировать 1100 тонн.

Колонну чуть не утопили при погрузки корабля: сходни, по которым надо было грузить гранитный цилиндр, подломились и строители вместе с солдатами двое суток затаскивали монолит на корабль.

Из альбома «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», изд. 1836, рис. Огюста Монферрана
Из альбома «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», изд. 1836, рис. Огюста Монферрана

Но 13 июля 1832 года судно с колонной и буксирными пароходами стояло около пристани Зимнего дворца.

Согласно проекту, колонна должна была стать выше Вандомской, установленной в Париже в честь успешной Наполеоновской кампании 1805 года. Высота французского памятника – 44,3 метра, а отливали его из австрийских и русских пушек, захваченных в Аустерлицком сражении. Высота же Александровской колонны вместе с пьедесталом и навершием составила 47,5 метра. Это самый высокий в мире монумент из цельного гранита.
Ствол колонны вытесали из скалы, которую автор проекта скульптор Огюст Монферран присмотрел еще во время строительства Исаакиевского собора: для него тоже вырубали монолитные гранитные колонны. /фото автора
Согласно проекту, колонна должна была стать выше Вандомской, установленной в Париже в честь успешной Наполеоновской кампании 1805 года. Высота французского памятника – 44,3 метра, а отливали его из австрийских и русских пушек, захваченных в Аустерлицком сражении. Высота же Александровской колонны вместе с пьедесталом и навершием составила 47,5 метра. Это самый высокий в мире монумент из цельного гранита. Ствол колонны вытесали из скалы, которую автор проекта скульптор Огюст Монферран присмотрел еще во время строительства Исаакиевского собора: для него тоже вырубали монолитные гранитные колонны. /фото автора

Изначально в своем проекте Монферран хотел возвести обелиск в египетском стиле с барельефами, но император Николай I решил иначе.

Для фундамента колонны в центре площади было забито 1250 сосновых свай. При установке гранитного основания на него весь Зимний дворец содрогнулся, как при землетрясении: будущий пьедестал сбросили с четырехметровой высоты. Но сама эта операция была простой, если сравнить ее с установкой самой колонны.

Строительные леса для установки колонны спроектировал архитектор Августин Бетанкур. Сама конструкция была в виде пирамиды, в центре которой был пролет шириной в 6.4 м (это пространство для колонны). Верхние балки лесов конструкции высились над землей в 47 метров. А саму колонну поднимали при помощи 60 стальных кабестанов. Леса и фундамент после установки разбирали год, а полировали колонну еще пять месяцев ежедневно 200 человек.

Вес монолита составляет 650 тонн. Сама колонна не закреплена на пьедестале, просто держится на нем за счет своего веса. Первое время после установки колонны Монферран демонстративно специально гулял около своего сооружения, потому что петербуржцы боялись, что из-за возможных ошибок в расчетах огромный столб упадет и обходили его стороной.

Колонна заканчивается фигурой ангела, держащего латинский крест, что символизирует христианство и мир, который Россия подарила Европе. Лику бронзового ангела скульптор Борис Орловский придал черты императора Александра I, потому что именно при нем Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года над армией Наполеона.

Если верить городским легендам, один из трех хранителей Санкт-Петербурга вместе с золотым ангелом на шпиле Петропавловской крепости и серебряным на куполе церкви Святой Екатерины.

В Санкт-Петербург на майские
Аннушка Путешественница2 февраля 2023