Как-то я прочитал на дзене интересную публикацию про далёкий Парагвай. О его истории, кровавых войнах, в которых ему пришлось участвовать и его сегодняшнем дне. Ну я и написал небольшой комментарий, что автор забыл упомянуть в своей статье про одну парагвайскую войну первой половины 20-го века. В которой победить этой латиноамериканской стране помогли русские офицеры. Вернее, бывшие русские. А если уж совсем точно, белоэмигранты, кто после «великого исхода» из России осели в Парагвае. Многие из них погибли в той войне, а некоторые даже стали национальными героями. Их помнят и в честь них стоят памятники по всей стране. Ну, написал и написал. Автор поставил мне лайк и даже «закрепил» этот комментарий. На данный момент там больше 400 положительных оценок, что мне разумеется приятно. Но удивило другое. Что было много (даже очень много!) комментариев, что тем погибшим «белякам» так и надо. И общий лейтмотив откликов - «белых» не жалко». И «так им и надо». Тут я не выдержал и написал, что мне наоборот, «их жалко...». И не только «белых», погибших на той жестокой бойне, но и всех погибших. И «красных», и гражданских, и детей, которых тогда от войны и ее последствий погибли миллионы. А потом я глубоко задумался: что не так и что сейчас, собственно говоря, происходит. Я, по простоте душевной, всегда думал, что события столетней давности (имею в виду Революцию 1917 года и Гражданскую войну) - дела минувших дней. Мы все уже поняли, что тогда было, и давно уже успокоились. И в большинстве своем уяснили (как я наделся), что в той братоубийственной войне не было ни правых, ни виноватых. Все в общем были хороши. И все эти мифы, которые вдалбливали в нас на протяжении 70 лет рассыпались в одночасье, когда стали открываться архивы, а писатели и историки стали честно отвечать про неудобные вопросы. И главный из них был - «А что же тогда произошло». И как получилось, что единый народ с тысячелетней историей вдруг не на шутку вцепился друг другу в глотки. В итоге - разрушенная страна, миллионы жертв (или даже десятки миллионов, если брать все потери), вынужденная эмиграция опять же миллионов и долгие годы разделенного народа. Которого покрасили в разные цвета («красные» - хорошие, «белые» - отвратительные). И на долгие годы развели их по разные стороны баррикад. С абсолютно неприемлемыми даже мыслями о возможном воссоединении и всепрощении. И все эти годы (ну буквально до конца 1980-х) мы жили с твердым убеждением и пониманием, что «красные» - это настоящие герои. Рыцари без страха и упрека. С «холодной головой, горячим сердцем, чистыми руками» и так далее. В честь них слагали песни, снимали кинофильмы, называли улицы (проспект Буденного в Москве) и даже города (Буденновск в Ставрополье). И это только в честь одного «красного» командира тех лет. Таких названий тысячи по всей стране. «Белые» же представлялись как убийцы, палачи, мучители «рабочих и крестьян». Короче говоря - полное отребье. В книгах и фильмах их рисовали практически всегда в абсолютно негативном виде. Подбирали колоритных типажей, если старшие офицеры - то это обязательно с лишним весом, чтобы китель лопался на спине. С золотыми погонами (которые они никогда не носили) и с неизменными «аксельбантами» ( которые, если и одевали, то только на парадах и строевых смотрах). Младшие офицеры - это палачи из «колчаковских контрразведок» с руками по «локти в крови». Солдаты белых армий - это безропортные исткуаны, пушечное мясо, что молча шли на убой. Только спустя 50 лет (где-то в 1960-х - 1970-х гг.) начали появляться первые робкие попытки разобраться, что же тогда произошло, и кто виноват. Тогда стали появляться шедевры кинематографии, например, фильмы «Бег», «Служили два товарища» и многие другие. Но всё равно, общий тренд оставался неизменным. И всякие там «Неуловимые мстители» ярко это обозначали. «Красные» - всегда герои. «Белые» - жестокие враги и подлецы. И нет им пощады и не будет. Отсюда и рождение всяких многочисленных мифов, которые со временем превратились в железобетонные догмы. К примеру, что Красная армия была по сути только рабоче-крестьянской. Про многочисленных военспецов «из бывших» разумеется умалчивали или упоминали их вскользь. Хотя примеров была масса. Например, генерал Брусилов. Командующий фронтом в годы Первой Мировой войны. Если попытаться найти ему аналоги по званиям и должностям времен Великой Отечественной, то получилась бы величина, примерно соответствующая маршалам Малиновскому или Рокоссовскому. Этот генерал русской императорской армии был организатором знаменитого наступления, который в историю вошло как «Брусиловский прорыв». Короче говоря, царский служака до мозга костей. А после 1917 года перешел на сторону красных. Служил им честью и правдой, даже преподавал им на курсах, и когда в 1926 году скончался, был похоронен со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. И эти почести царскому генералу отдавали красные командиры и бойцы! И никакой классовой ненависти к «золотопогоннику». Наоборот, глубокое уважением и почёт. С другой стороны, есть устойчивые мифы, что в «белой армии» были одни сплошные «поручики голицыны» и «корнеты оболенские». Только не служили они там! Всю эту гвардейскую аристократию и большинство офицерских кадров старой закалки выкосили немецкие пулеметы еще в первые годы войны. И образовавшийся кадровый офицерский голод приходилось в авральном порядке закрывать, назначаю на должности младших офицеров способных унтеров. По нынешнему - из сержантов. А кто был среди унтер-офицеров? Правильно, в основном - бывшие рабочие и крестьяне. Ну немного всякого «разночинного люда» - купцы, мещане, из поповского сословия и т.д. К концу войны среди них уже было немало офицеров. Даже старших. К слову наш знаменитый маршал Жуков начинал свою карьеру в годы Первой мировой с унтера-офицеры. Золотые погоны получить не успел, слишком был молод. Командиром он стал уже в Красной армии. Но другие его товарищи по «унтер-офицерскому званию» вполне могли стать офицерами. И становились! Поэтому , если были честными до конца, то в годы лихолетья схлестнулись две вполне «рабоче-крестьянские армии» (на 80-90 процентов) : одна красная, другая белая. Кому любопытно, можете в специальной литературе посмотреть классовый и сословный состав этих армий . Будет интересно. Но нам же в голову выдалбливали другое. Что в «красной» были одни рабочие , а в «белой» - сплошь недобитые буржуи. Как оказалось все было гораздо сложнее. В итоге «красные» победили. Были они более сплоченными и убедительными. За ними и пошел народ. А у «белых» был сплошной раздрай и выяснение «кто главный на районе». Вот их по одиночку всех и перебили. Сначала - в центре России, потом - на Юге, а - потом - и на Востоке («…и на Тихом океане свой закончили поход»). Кому из белых повезло, на долгие годы оказался в эмиграции, кому не очень - плен и расстрел. Хотя и тут тоже не все было однозначно. И «белые» переходили на сторону «красных». И не все «красные» были «твердыми ленинцами». Дальнейшие события показали это особенно ярко. Итак, приведу пару примеров. Когда в окупированном Париже к генералу Деникину пришли немцы и предложили возглавить «крестовый поход» против большевистской России, генерал послал их куда подальше. Не выбирая особо выражений. А возглавил русские части в Вермахте предатель Власов. Красный командир, коммунист, командующий армией. С приставкой бывший разумеется. И кто тут должен вызывать симпатии? Вот поэтому портрет Деникина сейчас красуется на павильоне ВДНХ среди других выдающихся деятелей России. Но вернемся к парагвайским русским белым офицерам. Особо стоить среди них отметить одного - генерала Беляева. Это ему в столице и других местах стоят памятники. Беляева помнят в Парагвае не только за военные заслуги, но больше благодаря его работам по индейскому вопросу. Когда началась война, генерал мог продолжать вести свои исследования и не вылезать из окрестных лесов, где он готовил свои научные работы по индейским племенам. Но он начал ездить по странам Латинской Америки и собирать деньги на помощь Красной Армии. Заметьте - белый генерал начал помогать красным. А не рукоплескать немцам - «ну наконец-то!», когда Гитлер вторгся в нашу страну. Потому что он понимал, что решается вопрос существования России и русской нации. И тогда было не до выяснения отношений и не до старых обид. Поэтому я не согласен с отношением некоторых горе-комментаторов к «белым». Русские люди заслуживают большего. Несмотря на то, на какой стороне баррикад они оказались. И каким цветом они были «покрашены». И красные были далеко не «белые и пушистые», но и белых я бы не стал рисовать одной черной краской. Все было намного сложнее. История когда-нибудь расставит все по своим местам. Но сейчас, похоже, время еще не настало. Если все еще такие обидные комментарии приходят. Не суди, да не судимы будете. Ну и время разумеется рассудит. Это самый лучший арбитр. И пока не появятся в наших городах «улицы Деникина» и «проспекты Колчака», настоящее замирение не наступит. Пока ещё робкие, но ростки уже появляются. Например, памятник «Два брата» в Севастополе. Это первый памятник (повторяю - ПЕРВЫЙ!) в нашей стране, посвященный той братоубийственной трагедии. Два брата - два русских морских офицера. Но один был у «красных», другой - у «белых». Хороший памятник. Если мы начнём их ставить по всей стране, то хотя бы в головах у людей всё правильно выстроится. И не будут мне писать комментарии, что «беляков не жалко». Жалко «белых», и всех жалко. Это же были русские люди. Такие же, как и мы.