Первое сражение в Гельголандской бухте было важно главным образом из-за его влияния на моральный дух немцев. Как позже вспоминал Шеер, после этого «мы все горели желанием отомстить за полученную пощечину». Однако победа британцев привела к тому, что Вильгельм II запретил своим адмиралам впредь рисковать, особенно крупными кораблями флота Открытого моря, а такой запрет, очевидно, снижал вероятность того, что потеря будет отомщена в ближайшее время, по крайней мере, надводными военными кораблями.
Если подводные лодки обеих сторон были неэффективны во время сражения 28 августа, то в следующем месяце они продемонстрировали свой потенциал в качестве индивидуальных охотников. 5 сентября немецкая U-21 (капитан-лейтенант Отто Херсинг), действовавшая с базы линейных крейсеров Битти в Розите в заливе Ферт-оф-Форт, стала первой подводной лодкой, потопившей вражеский корабль, торпедировав британский легкий крейсер «Pathfinder» (261 погибший). Затем, утром 22 сентября, в 20 милях (32 км) от побережья Нидерландов U-9 (капитан-лейтенант Отто Веддиген) добилась самого впечатляющего и отрезвляющего успеха на сегодняшний день, потопив менее чем за час три 12 000-тонных броненосных крейсера «Aboukir», «Hogue» и «Cressy» (1459 погибших). 15 октября U-9 потопила 7890-тонный броненосный крейсер «Hawke» (524 погибших), закрепив за своим командиром Веддигеном статус первого героя ВМС Германии в Первой мировой войне.
Описанные победы немецких субмарин, естественно, усилили паранойю адмирала Джеллико по поводу атак подводных лодок на крупные корабли Гранд Флита, особенно учитывая, что работы по противолодочной обороне Скапа-Флоу были все еще далеки от завершения. 22 октября он передислоцировал свои дредноуты из Лох-Эве в Лох-Суилли в Северной Ирландии, еще на 155 миль (250 км) к юго-западу, придав новый смысл понятию «дальняя блокада». Но даже это отдаленное место оказалось ему небезопасным.
Всего через пять дней после прибытия флота дредноут «Audacious» подорвался на немецкой мине у Лох-Суилли и вскоре в тот же день затонул, после неудачной попытки отбуксировать его обратно на базу. Адмирал Джеллико мог утешаться только тем, что потери ограничились одним погибшим матросом.
Относительно небольшой успех британским подводным флотом был достигнут 5 сентября, когда E9 проникла в воды между Вильгельмсхафеном и Гельголандом, чтобы торпедировать 2050-тонный немецкий легкий крейсер «Hela», который тонул так долго, что все члены его экипажа, кроме трех, были спасены. Месяц спустя E9 также потопила небольшой эсминец S 116, второй немецкий корабль, потерянный в результате атаки подводной лодки в 1914 году.
Несмотря на впечатляющие успехи немцев в подводной войне, победа на поверхности, к которой они стремились, оставалась недостижимой.
Следующее англо-германское сражение, битва у острова Тексель (17 октября 1914 года), как и бой при Гельголанде, не было крупной морской баталией, но также оказало большое деморализующее воздействие на германский военно-морской флот.
Отряд сил Харвича (Harwich force – отряд легких крейсеров, нескольких лидеров и 30-40 эсминцев, базирующийся в Харвиче) британского военно-морского флота, состоящий из легкого крейсера «Undaunted» (капитан Сесил Фокс) и четырех эсминцев, проводил прочесывание прибрежных вод у Нидерландов, когда столкнулся с полуфлотилией капитана Георга Тиле из четырех небольших эсминцев, которые вышли со своей базы на реке Эмс, на германо–голландской границе, с заданием установить мины в устье Темзы. Столкновение произошло утром 17 октября, примерно в 15 милях (24 км) к западу от острова Тексел, и продолжалось недолго. Все четыре немецких судна были потоплены (218 погибших, включая Тиле), а тридцать выживших взяты в плен, в то время как британские силы не потеряли ни одного корабля и не понесли безвозвратных потерь.
А в то же время, как на Северном море происходили первые схватки между морскими силами противников, немецкий план Шлиффена не принес желаемой победы на суше. После первой битве на Марне (5-9 сентября) обе стороны окопались и перешли к позиционной войне. Но началась так называемая «гонка к морю» - серия неудачных попыток каждой армии обойти северный фланг другой. За северный фланг отвечали британцы и именно они помогли остаткам бельгийской армии защищать западную Фландрию, единственную часть Бельгии, не оккупированную немцами. Скоро британские окопы достигли побережья. Окопная позиционная война на побережье открыла перед британским военно-морским флотом новые возможности в обеспечении огневой поддержки войск, окопавшихся у береговой линии в пределах досягаемости корабельного огня. Опасения британцев потерять крупные и ценные для них боевые корабли из-за торпед или мин в конечном счете привели к тому, что они заказали для этих прибрежных операций сорок мониторов малой осадки, размеры которых варьировались от пяти небольших кораблей 355-тонного класса М-29, вооруженных двумя 6-дюймовыми (15,2-см) орудиями, до 6700-тонных мониторов «Marshal Ney» и «Marshal Soult», каждый из которых был оснащен двумя 15-дюймовыми (38-см) пушками. Большинство мониторов было введено в строй в 1915 году, после чего они участвовали в боевых действиях вдоль бельгийского побережья, в Дарданеллах и, после вступления Италии в войну, в верхней Адриатике.
Пока мониторы строились, для огневой поддержки сухопутных войск британцы в прибрежных водах, где была большая опасность подорваться на минах или быть торпедированными, использовали линкоры до-дредноутного типа. Так в октябре 1914 старейшим британским линкором, мобилизованным для участия в войне, стал «Revenge» (позже переименованный в «Redoubtable»), построенный в 1891-93 годах. Вместе с другими старыми линкорами флота Ла-Манша он участвовал в неэффективных бомбардировках оккупированного немцами побережья Бельгии 22 ноября и 15-16 декабря. Следующей весной при аналогичной ситуации в Дарданеллах артиллерийская поддержка сухопутных частей проводилась совместно старыми британскими и французскими линкорами.
Конечно, старые линкоры все еще нуждались в экипажах, и если материальные потери от их потопления не были экономически катастрофичными, человеческие потери могли быть значительными. Все старые линкоры, которым было поручено бомбардировать бельгийское побережье, вернулись невредимыми, но через две недели после второй атаки, в день Нового года, дредноут «Formidable» флота Ла-Манша был торпедирован и потоплен немецкой U-24 у Портленда (547 погибших). Он стал первым британским кораблем такого типа, потерянным во время войны.
В то время как британцы активно бомбардировали бельгийское побережье, немцы использовали линейные крейсера адмирала Хиппера в двух боевых выходах против английских прибрежных городов, надеясь оттянуть крупные британские корабли далеко на юг, чтобы флот Открытого моря мог вступить с ними в бой. Первый рейд, состоявшийся 3 ноября, с тремя линейными крейсерами и крупнейшим в Германии броненосным крейсером "Blücher" водоизмещением 15 590 тонн во главе, был направлен на город Грейт-Ярмут на побережье Норфолка. Они не причинили никакого ущерба, снаряды больших кораблей адмирала Хиппера безвредно упали на берег, но позже мины, заложенные одним из сопровождавших его легких крейсеров, потопили британскую подводную лодку D5, базировавшуюся в порту, когда она попыталась преследовать отступавших немцев.
Немцы понесли гораздо большие потери на следующий день, когда 10 100-тонный броненосный крейсер "Yorck", совершавший вылазку вместе с эскадрой адмирала Хиппера, при возвращении в Вильгельмсхафен случайно наткнулся на свое же минное поле и затонул (336 погибших). Во время второго рейда, 16 декабря, совпавшего со вторым британским обстрелом бельгийского побережья, адмирал Хиппер атаковал города Скарборо, Уитби и Хартлпул, расположенные в 165-185 милях (265-295 км) к северу от Грейт-Ярмута, четырьмя линейными крейсерами и "Blücher" во главе. На этот раз их обстрел нанес значительный ущерб. В результате обстрела на берегу погибло 137 человек и почти 600 получили ранения. Потери были в основном среди гражданского населения. Три корабля адмирала Хиппера получили попадания береговых батарей, а три британских эсминца получили повреждения от обстрела немецкими кораблями.
==========================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
==========================