Найти тему
Рыжая Соня

Цыганка

Сербия - это страна сказок и легенд, где местные жители верят в вампиров, практикуют нетрадиционные методы лечения, отдающие временами явным шарлатанством, и во всем видят знаки судьбы. Когда я жила в Белграде, мне всегда казалось, что мир вокруг меня наполнен каким-то волшебством, которое пронизывает всё вокруг. Ничего не случается просто так.

Переехав в Сербию, я тут же окунулась в водоворот событий: школа сербского языка и культуры, новые друзья, поиски квартиры, сербская кухня и путешествия по стране в свободное от учебы время.

В первые три месяца моей жизни в Сербии я работала на удаленке. Точнее, в далеком 2010 году это называлось "внештатная работа", поскольку удалёнки ещё как таковой не было. Уезжая из Москвы, я попросила нашего генерального директора перевести меня с трудового договора на срочный договор подряда, обещая ему, что буду работать точно так же, как раньше. Поскольку моя работа аналитика фондового рынка не подразумевала какое-то личное общение с кем бы то ни было, а я сказала, что готова работать дистанционно за зарплату в 3 (!) раза ниже, то генеральный с радостью согласился. Я подписала все бумаги и уехала.

Сначала все было прекрасно, и моя пусть даже сниженная в 3 раза зарплата позволяла мне жить в Белграде примерно так же, как жил солдат из сказки "Огниво", разжившись золотом в дупле, где три собаки с глазами различного диаметра охраняли сундуки с деньгами.

Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Последствия кризиса 2008 года ударили и по моей компании АК Барс Финанс. Итак, в конце мая 2010 года, когда закончился мой очередной договор подряда, мне его просто не продлили. И я оказалась без работы. В Белграде.

Конечно же, к такому сценарию я не была готова. Сбережений я как-то никогда не делала, поскольку всегда быстро находила работу, но в Белграде с его 30%-ной безработицей среди молодёжи это было не так-то просто. Я продала все свои акции, но вырученных денег хватило бы от силы на 2 месяца, с учетом того, что мне нужно было снимать квартиру.

Итак, я начала поиски работы.

Поначалу мне крупно не везло. При попытках устроиться на дистанционную работу в компанию в России все кадровики советовали подождать до сентября. В Сербии же почти везде просили сербскую трудовую книжку и уже готовое разрешение на работу.

В тот день я шла на очередное собеседование. Меня пригласили попытать счастья в борьбе за должность специалиста по финансовому учету в представительство российской компании "Мечел", офис которой находился в центре престижного района Нови Београд, недалеко от набережной Дуная.

Июль. 40-градусная жара и ни малейшего дуновения ветерка. И даже тень от деревьев не спасает. Под ногами плавится асфальт. Машину пришлось припарковать достаточно далеко от бизнес-центра, поскольку мне не хотелось тратить лишние деньги на парковку, но в какой-то момент я подумала, что лучше уж я бы заплатила пару сотен динаров, чем идти вот так в босоножках на каблуке 7 см по этой раскалённой пустыне. Но других босоножек не было, а покупать новые было не на что.

-2

Я допила остатки воды и с досадой выбросила пустую бутылку в урну. Все равно ведь откажут на этом собеседовании, ну что я о себе возомнила! Мой сербский не так уж и хорош, а английский язык знают на нормальном уровне многие, не только я. При этом у меня нет никакого опыта ни в сербском бухучете, ни в сербском законодательстве, а мой опыт аналитика российского фондового рынка мне вряд ли тут как-то поможет...

Почувствовав на себе чей-то взгляд, я обернулась. На меня смотрела цыганка лет сорока пяти, в длинной широкой юбке и массивными серёжками в ушах. Её черные волосы, чуть тронутые сединой, были завязаны в узел на затылке. Цыганка смотрела прямо на меня.

- Эй, красавица! - цыганка увидела, что я наконец-то её заметила, - Хочешь, погадаю тебе?

В Сербии цыгане редко пристают к людям с такими вопросами, это вам не Ярославский вокзал в Москве. Как правило, цыгане там существуют сами по себе и не лезут в дела обычных прохожих. Я даже удивилась.

Подумав немного, я сказала цыганке:

- Нет, гадать мне не надо, спасибо. Но вот знаешь что? Скажи-ка мне, что все хорошо у меня сегодня будет, что все у меня получится. Пожалуйста!

Цыганка оглядела меня с головы до ног.

- На собеседование идешь, верно?

Я впервые за целый день улыбнулась. Ну, ещё бы! Куда можно тащиться по жаре в час дня в белой блузке и черной юбке, да ещё в босоножках на шпильках, как не на собеседование! И с резюме в руках, ко всему прочему. Не нужно быть цыганкой, чтобы догадаться.

Цыганка подошла поближе.

- Не волнуйся. Все у тебя получится. Твой директор выберет тебя, потому что ты, красавица, лучше всех. Иди и ничего не бойся!

Я торопливо достала из кармана 2 купюры по 100 динаров (это было в сумме примерно 2 евро по тому курсу) и протянула их женщине.

- Спасибо тебе! Я постараюсь.

Попрощавшись с цыганкой, я ускорила шаг и уже через несколько минут была у дверей бизнес-центра. С удивлением я отметила про себя, что больше совсем не волнуюсь, а даже жара вокруг стала чем-то привычным и уже почти не приносила дискомфорта.

Поднявшись на лифте на 4 этаж я нашла нужный мне офис. Симпатичная сербка на ресепшн улыбнулась мне: "Директор ждёт Вас на террасе".

В сопровождении девушки-секретаря я прошла на большой открытый балкон, где в плетёном кресле сидел высокий мужчина приятной наружности лет сорока с небольшим и лениво обмахивался газетой. Рядом с ним восседала полная женщина со старомодной укладкой и хмурым лицом, которой явно все это собеседование было не особо интересно.

- О, Соня! Очень рад Вас видеть! - директор встал и протянул мне руку для рукопожатия, - Меня зовут Александр Александрович, я директор этой компании, а вот это Людмила Сергеевна, наш финансовый директор. Ещё должна была присутствовать Весна Лазарович, наш бухгалтер, но она почему-то не пришла, ну да ладно. Без неё обойдёмся. Присаживайтесь к нам! Что Вы будете, Сонечка? Кофе, может быть зелёный чай?

Я улыбнулась и кивнула. Да, я выпью кофе. Собеседование действительно не казалось уже чем-то страшным. Я была совершенно спокойна, как будто пришла в гости к этим людям мило поболтать.

Александр Александрович начал задавать вопросы по моему резюме. Я спокойно отвечала, не сбившись и не запутавшись ни разу. Мои ответы ему определённо нравились. Я даже в глубине души удивлялась, как мне удается сегодня так красиво держать марку. В конце концов даже Людмила Сергеевна заметно повеселела и воодушевилась, заинтересовавшись беседой о моем опыте и образовании.

Примерно через полчаса директор отложил моё резюме и сказал:

- Соня, превосходно! Считайте, что Вы приняты на работу! Сможете выйти через две недели?

Я совершенно не ожидала такого быстрого решения по своей кандидатуре. Заметив моё удивление, Александр Александрович усмехнулся.

- Вы подходите лучше всех на эту работу, Соня. У меня до Вас тут собеседовалось 15 человек на эту должность, не так ли, Людмила Сергеевна? И все нервничали и психовали, запинались и заикались. А мне нужен спокойный и рассудительный человек, который мне тут все цифры не перепутает к чёртовой матери! Мы листовым прокатом торгуем с оптовиками, а также продаем металлические трубы и метизы, у нас счета в миллионах динаров исчисляются. Если кто-то мне тут из-за своей несобранности пару ноликов забудет приписать, или, наоборот, лишние понаприписывает, так это же будет просто катастрофа!

Он достал из пачки сигарету и закурил.

- Заполните, пожалуйста, анкету и оставьте Тамаре свои паспортные данные. Тамара - это наш секретарь, Вы её уже видели. И жду Вас на работе через две недели. Мы переезжаем в другой офис, расширяемся. Поэтому я и приглашаю Вас уже сразу туда.

- Хорошо. Спасибо, Александр Александрович.

Я уже развернулась, чтобы уйти.

- Минуточку, Соня, - директор вытащил из кармана несколько купюр, - вот это - аванс. Чтобы Вы другую работу не искали.

Я с удивлением взглянула на 300 евро, которые легли на стол.

- Но... Я не знаю...

- Берите, берите... Это - нормальная практика. К тому же, у меня друг - начальник полиции Белграда, так что если что...

Не закончив фразу, директор взглянул на часы и поспешно ушёл, бросив на ходу Людмиле Сергеевне: "Люда, у меня встреча с Драганом Йовановичем и его партнерами, уже не вернусь сегодня".

Людмила Сергеевна тоже попрощалась и ушла к своим отчетам, а я под впечатлением от увиденного и услышанного все ещё стояла на террасе, сжимая в руках 300 евро - огромную сумму по меркам Белграда того времени...

*********

Если Вам понравился рассказ, то Вы можете прочитать ещё одну статью об экипаже сербского авиалайнера, которая называется История о том, как важно верить в себя и идти за своей мечтой