Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
В 2004 году фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга победил на аукционе по продаже частной коллекции произведений искусства Карла Фаберже, принадлежавшей семье американского медиа-магната Малкольма Форбса. Предполагалось, что лоты будут продаваться отдельно, однако Вексельберг сумел договориться о продаже всего собрания одним лотом до начала торгов. Стоимость сделки держится в секрете.
В 2006 году на деньги фонда началась реставрация дворца, которая завершилась в 2013 году. Во дворце был открыт частный Музей Фаберже.
Во дворце представлены предметы декоративно-прикладного искусства второй половины XIX начала XX века: иконы, эмали, русский фарфор, камнерезные изделия, живопись, серебро. А также ювелирные изделия современников Карла Фаберже.
Наиболее ценными экспонатами в коллекции музея являются девять пасхальных яиц, созданных Фаберже для императорской семьи. Среди них - первое и последнее из 50 яиц, изготовленных в период с 1885 по 1916 год. Всего сохранилось 42 яйца, и только 8 были утеряны в послереволюционный период.
В 1882 году работы Фаберже были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где привлекли внимание императорской семьи. Таким образом, Фаберже стал официальным ювелиром императорского двора.
Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила еще несколько изделий для частных заказчиков. Известно о пятнадцати яйцах, которые были сделаны не для представителей дома Романовых.
Среди них особенно стоит отметить коллекцию Кельхов. Варвара Кельх на протяжении семи лет заказывала у ювелира новое яицо.
Еще 8 яиц было сделано для отдельных заказчиков: Феликса Юсупова, Людвига Нобеля, для семьи Ротшильдов, для герцогини Мальборо. Владельцы нескольких яиц не установлены.
Первое яйцо Фаберже “Курочка” было создано в 1885 году по заказу императора Александра III. Яйцо было изготовлено из золота и покрыто белой непрозрачной эмалью, которая имитирует скорлупу.
Внутри яйца находился желток из матового золота, который открывался. Там пряталась маленькая курочка ручной ковки с рубиновыми глазками. Но это был не последний сюрприз. Курочка тоже открывалась и внутри находилась уменьшенная копия императорской бриллиантовой короны и рубиновая подвеска в форме яйца.
Такое ювелирное изделие не было оригинальным. Еще в начале XVIII века нечто подобное было создано европейскими мастерами. Александр III с супругой увидели его в Дании. Тогда император и решил подарить нечто подобное своей обожаемой супруге.
Яйцо так понравилось Марии Федоровне, что императорский заказ стал ежегодным.
Единственное условие к фирме Фаберже было оригинальность изделия. А вот каким будет новое яйцо, до момента вручения, не знал даже сам император
Николай II сохранил традицию этого оригинального подарка. Каждую весну он дарил два яйца: одно вдовствующей императрице Марии Федоровне, а второе супруге Александре Федоровне.
Пасхальное яйцо “Ренессанс” выполнено из молочного агата. Его украшают золотые маскароны в виде львиных голов. В оформлении используются бриллианты и рубины.
На верхушке яйца можно увидеть год создания этого изделия - 1894.
Никому доподлинно не известно, что за сюрприз скрывался внутри шкатулки-яйца. Есть предположение, что сюрпризом могло быть хрустальное яйцо "Воскресенье Христово" (тоже из коллекции музея). Оно идеально помещается внутри яйца-шкатулки. А ножка, возможно, была приделана позднее.
Пасхальное яйцо “Бутон розы” - это подарок Николая II Александре Федоровне на пасху 1895. Это первый подарок Николая II своей жене. Алый цвет яйца и стрелы амура символизируют любовь, а цветочные венки - крепкий брак.
Сюрпризом была желтая роза, которая должна была напоминать императрице об ее родине - Дармштадте.
С него началось изготовление пасхальных яиц с механическими сюрпризами. Бутон, покрытый желтой эмалью, раскрывался, Из цветка можно было достать миниатюрную копию императорской короны и подвеску в форме яйца (утрачены).
Самое известное из императорских яиц - Коронационное. Это подарок императора Николая II супруге на пасху 1897 года в память о состоявшейся годом ранее коронации.
В него была вложена точная десяти сантиметровая копия императорской кареты Екатерины II. Она использовалась для коронации Николая II и Александры Федоровны. Чтобы изготовить карету, молодой мастер Георг Штейн работал по 16 часов в день на протяжении 15 месяцев.
Карета воспроизведена до мельчайших подробностей. Она покрыта эмалью с накладной трельяжной решеткой, украшена алмазами. На крыше по углам можно увидеть императорских орлов. А в центре - усыпанная бриллиантами императорская корона. Окна выполнены из горного хрусталя. При открывании дверей опускается крохотная подножка.
Миниатюрная копия удивительным образом повлияла на судьбы оригинальной кареты. Когда она нуждалась в реставрации, вспомнили о ее маленькой копии и сделали снимки ее деталей. Так, благодаря шедевру Фаберже была спасена карета.
Еще одно яйцо в коллекции называется “Ландыш”. Это подарок Александре Федоровне на пасху 1898 года. Оно было выполнено мастером Михаилом Перхиным из золота, алмазов, жемчуга и эмали.
Яйцо выдержано в стилистике модерна, который тогда только зарождался. На Всемирной выставке 1900 года, которая проходила во Франции и куда привезли яйцо для экспозиции, оно подверглось критике.
Сюрпризом этого яйца являются портреты самых близких людей Александры Федоровны - Николая II и двух старших дочерей (Ольги и Татьяны).
С одной из сторон яйца есть одна жемчужина крупнее остальных. Если на нее нажать, то портреты складываются вместе, опускаются внутрь скорлупы и наверху остается сиять императорская корона.
Вкусам Марии Федоровны отвечало яйцо-часы “Петушок”. Циферблат по кругу украшен жемчугом. Цифры на часах выложены бриллиантами, на которые указывают ажурные стрелки.
При нажатии на кнопку в верхней части отскакивала ажурная крышка, а из-под нее появлялся петушок с рубиновыми глазами. Этот петушок мог хлопать крыльями, открывать клюв и кукарекать. Таким образом, он встречал зарю нового века, поскольку подарок был выполнен к Пасхе 1900 года.
Не сразу угадывается яйцо в подстриженном дереве с плотной кроной, состоящей из 325 нефритовых листочков.
В листве “Лаврового дерева” спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг. Изнутри появлялась райская птичка. Птичка поворачивает голову и поет. Это подарок императора своей матери на пасху 1911 года.
Пасхальное яйцо “Пятнадцатилетие царствования” было преподнесено в 1911 году Александре Федоровне. Сюрпризом яйца является миниатюрная живопись, которая полностью покрывает его поверхность.
Все изображения на яйце выполнены акварелью на пластинках из слоновой кости художником Василием Зуевым. Сверху каждый рисунок покрывают тончайшие пластинки горного хрусталя.
Самым ценным подарком для Марии Федоровны оказалось яйцо "Орден святого Георгия". Данный подарок был выполнен к Пасхе 1916 года. К сожалению, Николай II не смог вручить подарок своей матери. Во время войны Мария Федоровна находилась в Киеве. Туда отправился лично Карл Фаберже.
Из всех подарков своего супруга и сына это был единственный, который вдовствующая императрица забрала собой, когда в 1919 году навсегда покинула Россию. Это изделие было с ней до конца ее дней.
На боковых стенках яйца имеются кнопки, при нажатии на них на месте Георгиевских крестов появляются портреты: Николая II и цесаревича Алексея Николаевича.
В 1930-ые годы яйца, сохранившиеся в СССР, были проданы за границу.
В коллекции музея представлены два яйца из собрания Варвары Кельх: “Курочка” 1898 года и “Шантеклер” 1904 года. Когда Варвара Кельх заказывала для себя новое яйцо, она отмечала, что оно обязательно должно быть больше и дороже, чем императорское.
В 1902 году Россию посетила герцогиня Мальборо, где и заказала для себя прекрасный подарок. Это не просто яйцо, а это часы-ротатор. Их циферблат вращается вокруг яйца, а бриллиантовая змейка, которая обвивает пьедестал, остается неподвижной.
Также фирма Фаберже создавали пасхальные яйца-брелоки. Существовала традиция с самого рождения дарить девочкам на пасху по такому яйцу. Их крепили на ожерелье и очень ими дорожили.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: