Федеральные специальные марки для алкогольной продукции. Российская федерация. Выпуски 2005-2023гг.
ВНИМАНИЕ! Я не пропагандирую употребление алкоголя и алкогольсодержащей продукции. Статья носит исключительно информативный и ознакомительный характер. Алкоголь вредит Вашему здоровью!!!
В Российской Федерации до 2005г., использовались Федеральные специальные марки для маркировки продукции отечественного производства, по сути образца 1995 года - которые клеились на горлышко и пробку тары, а так же параллельно использовались региональные специальные марки (о них я рассказывал в ЭТОЙ, ЭТОЙ и ЭТОЙ статьях).
Основное отличие Федеральной специальной марки от акцизной марки в том, что акцизная марка применяется для импортного алкоголя, а специальная для отечественного.
Федеральная специальная марка 1-й выпуск. 2006-2010
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", были введены в обращение Федеральные Специальные марки нового формата.
На основании данного постановления, были разработаны требования для новых марок:
1. Для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимой на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, применяются следующие образцы федеральных специальных марок:
а) федеральные специальные марки, введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212 и изготовленные в соответствии с требованиями, утвержденными указанным постановлением, и носители информации, подтверждающие фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - носители информации);
б) федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с настоящими требованиями (далее - федеральные специальные марки).
2. Федеральные специальные марки имеют размер 90x26 миллиметров и надписи "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%", "Алкогольная продукция свыше 25%", "Вина", "Вина шампанские и игристые" и "Вина натуральные".
3. На федеральных специальных марках с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%" размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары алкогольной продукции - "до 0,1 л", "до 0,25 л", "до 0,5 л", "до 0,75 л", "до 1 л", "свыше 1 л".
4. На федеральных специальных марках с надписями "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%", "Вина", "Вина шампанские и игристые" и "Вина натуральные" не размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары алкогольной продукции.
5. На федеральных специальных марках размещаются надписи "Российская Федерация" и "Федеральная специальная марка".
6. Федеральные специальные марки с надписью "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%" имеют оформление в серо-красных тонах, федеральные специальные марки с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%" имеют оформление в розово-оранжевых тонах, федеральные специальные марки с надписью "Вина" имеют оформление в сиренево-зеленых тонах, федеральные специальные марки с надписью "Вина шампанские и игристые" имеют оформление в желто-синих тонах, федеральные специальные марки с надписью "Вина натуральные" имеют оформление в зелено-желтых тонах.
7. Федеральные специальные марки производятся с использованием не менее 4 способов печати.
8. На федеральные специальные марки наносятся:
гильоширные фоновые сетки и элементы с ирисными переходами цвета красок в сетках;
голографическое изображение способом горячего тиснения с элементами деметаллизации.
9. Для изготовления федеральных специальных марок применяется самоклеящаяся бумага с защитной нитью, обладающей специфическими свойствами, и нанесенными под клеевым слоем сеткой и рисунком, имеющая в своем составе не менее 2 видов защитных волокон, химическую защиту для оперативного определения подлинности и не имеющая фонового свечения при воздействии ультрафиолетового излучения.
10. При печати федеральных специальных марок применяются различные виды высокозащищенных специальных красок, обладающих специфическими свойствами в различных спектральных диапазонах, и цветопеременная краска.
11. При печати федеральных специальных марок на них наносится неповторяющееся сочетание разряда и номера.
12. Федеральные специальные марки имеют свободное от графического и текстового оформления поле размером 35x20 миллиметров для нанесения сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
13. Носители информации имеют размер 62x17 миллиметров и изготавливаются в зелено-коричневых тонах.
14. Носители информации изготавливаются с использованием не менее 3 способов печати.
15. На носители информации наносятся:
гильоширные фоновые сетки и элементы с ирисными переходами цвета красок в сетках;
голографическое изображение способом горячего тиснения.
16. Для изготовления носителей информации применяется самоклеящаяся бумага.
17. При печати носителей информации применяются различные виды высокозащищенных специальных красок, обладающих специфическими свойствами в различных спектральных диапазонах.
18. При печати на носители информации наносится неповторяющееся сочетание серии и номера.
19. На носители информации наносится надпись "Федеральная специальная марка носитель информации".
20. Носитель информации имеет свободное от графического и текстового оформления поле размером 28x15 миллиметров для нанесения сведений о маркируемой алкогольной продукции.
Размер: 90*26 мм.
тип: вертикальная.
Цветовая палитра:
1 - Алкогольная продукция свыше 25% - розово-оранжевая.
2 - Алкогольная продукция свыше 9 до 25% - серо-красная.
3 - Вина натуральные - зелёно-желтая.
4 - Вина шампанские и игристые - желто-синяя.
5 - Вина - сиренево-зелёная.
Федеральная специальная марка 2-й выпуск. 2012-2015гг.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2010 г. N 106 форма марок была изменена.
Марки стали горизонтального типа (но клеить их продолжили преимущественно вертикально на тару), добавился дополнительный носитель информации. На марках кроме самой надписи "Федеральная специальная марка" появился значок округлой формы в виде букв ФСМ.
Так же ряд дополнений были внесены приказом №191 от 12 июля 2012г., но в целом вид марок остался без значительных изменений.
Данные марки так же применялись для разных объемов тары (на них была указана соответствующая надпись).
Марки подразделялись по следующим категориям:
"Крепкие спиртные напитки"
"Водка"
"Крепкие спиртные напитки"
"Спиртные напитки свыше 9 до 25%"
"Вина виноградные"
"Вина игристые (шампанские)"
"Вина ликерные"
"Вина фруктовые"
"Винные напитки"
"Спиртные напитки до 9%"
"Винные напитки (с этиловым спиртом)"
"Коньяк"
"Коньяк (особый)"
"Спиртные напитки (особые)"
"Вина виноградные (особые)"
"Вина ликерные (особые)"
"Вина игристые (шампанские) (особые)"
Формат 90*26 для ёмкостей объемом более 0,375л
Формат 63*21 для ёмкостей до 0,25
Полноценные изображения некоторых марок.
Марка формата для тары маленького объема (63*21 мм)
1 - Водка до 0,1л - оранжевая.
2 - Водка 0,25 л - голубая.
3 - Крепкие спиртные напитки до 0,1 л - зелёная.
4 - Крепкие спиртные напитки 0,25л - фиолетовая.
Федеральная специальная марка 3-й выпуск. 2015-2019гг.
Согласно постановлению правительства №1302 от 03.12.2014 г. были включены новые требования для Федеральных специальных марок. был изменен дизайн значка ФСМ - он стал в виде ромба, а так же некоторые другие элементы.
Марка формата для тары маленького объема.
Федеральная специальная марка 4-й выпуск. 2019-2021гг.
В 2019г. были внесены значительные изменения в носитель информации. С марок убрали штрих-код, носитель остался только один - QR код зашифровка 150 символов.
Федеральная специальная марка 5-й выпуск. 2021г.
В соответствии с постановлением правительства РФ №2348 от 29.12.2020г. "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", с 2021г в оборот были введены новые образцы.
Марки имеют 2-х размеров - 90*26 мм и 63*21 мм.
На марках нового дизайна был изменён значок ФСМ - он стал в форме не правильного гексагона.
Разнообразие и цветовая гамма этого выпуска значительно сократились, остались только марки зеленого, фиолетово-розового, и сине-зеленого цветов.
Образцы 90*26 мм.
Алкогольная продукция свыше 9%
Напитки алкогольные.
Вина (Вина, Вина игристые (Шампанское), Вина ликерные, алкогольная продукция плодовая).
Марки размером 63*21 мм.
Алкогольная продукция свыше 9%
Алкогольная продукция до 9%
Я специально не стал углубляться в описание разновидностей марок 3,4 и 5 выпуска, т.к. поправки в законы вносятся регулярно, и информация довольно часто меняется. В целом цель публикации данной статьи была ознакомить с основными этапами "эволюции" федеральных специальных марок Российской Федерации, и показать их основные образцы - как "в живом" виде, так и из официального источника. Так же я не стремился значительно углубляться в законодательство, опять таки по причинам его постоянной переменчивости, иначе можно было писать диссертацию а не статью для ДЗЕНа.
Спасибо за внимание, к данной статье. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.