Найти тему

Что же такое «конфликт»? Конструктивный и деструктивный конфликт

Про природу конфликта я рассказал в предыдущей статье. Теперь надо сказать какие бывают конфликты. Лично я для себя все виды конфликтов объединяю в две большие группы: конструктивный, то есть когда в результате конфликта появляется какое-то решение или другой результат (например, решенный производственный конфликт), и деструктивный, когда решения/результата нет или он не приемлем для сторон (например, межличностный конфликт).

Названия я привел условные, а суть в следующем: если есть предмет конфликта/спора или задача, требующая решения, и конфликт направлен на решение этой задачи (разрешение конфликта или спора) таким образом, чтобы максимально привести к результату, требуемому, например, заказчиком или самой ситуаций, то это нормальный (например, производственный) конфликт. Этот как раз тот самый случай, о котором принято говорить, что «в споре рождается истина».

Вот таком, примерно, конфликте и должна родиться истина. Ну, пока он не перешел на личности, разумеется... 😊
Вот таком, примерно, конфликте и должна родиться истина. Ну, пока он не перешел на личности, разумеется... 😊

Такое случается очень часто — например, когда в задание, которое делает ваше подразделение, необходимо внести изменения. Может быть, заказчик передумал что-то делать или, наоборот, добавил требования к своему заданию. Или, например, требуется придумать какое-то новое решение в нестандартной ситуации. Тогда и возникает спор, как это лучше сделать. Один из участников спора предлагает один путь решения, второй — другой путь, третий и четвертый также имеют свое видение «как лучше». Но в конечном итоге какое-то решение будет принято и процесс пойдет дальше. Этот конфликт плодотворный, все работают на общее дело и все хотят «как лучше». Поэтому данный конфликт является конструктивным — в результате такого конфликта придумывается что-то новое, чего раньше не было, он направлен на решение общей задачи. Хотя изначально у каждого понимание «лучшего» разное: кто-то хочет попроще, кто-то подешевле, кто-то побыстрее, кто-то хочет попробовать что-то новое, раз уж представилась такая возможность.

И хотя я нарисовал этих конфликтующих в горизонтальной плоскости, но конфликты возникают и по вертикали, когда подчиненный и руководитель не согласны друг с другом. Такие конфликты, помимо пользы для общего дела, решают еще одну важную проблему — проблему ожидаемой покорности сотрудника по отношению к руководителю. Если сотрудник может не только высказывать свое мнение, но и приходить к общему решению вместе с руководителем, то такое решение сотрудник по праву будет считать совместным: он будет чувствовать причастность к принятому решению. А значит, он будет выполнять его с большей охотой и осознанно поддерживать его.

Но представьте себе ситуацию, что в процессе спора сам предмет спора уходит, теряет смысл — и начинаются взаимные обвинения или даже оскорбления (не говоря уже о рукоприкладстве). Это конфликт деструктивный. В этом случае обе стороны только теряют, ничего не приобретая взамен, — задача не решается. Она вообще как бы в стороне, до решения задачи нет дела.

Спор есть - предмета спора нет. Нельзя решить задачу, если задачи-то и нет никакой...
Спор есть - предмета спора нет. Нельзя решить задачу, если задачи-то и нет никакой...

Такой конфликт, по сути своей, ничем конструктивным закончиться не может — нет предмета спора, есть мнение друг о друге, и мнение это всегда негативное. Сама победа в споре важнее отношений и результата. К чему в итоге придут спорящие? Только к разрыву отношений — и всё. Поэтому он и назван деструктивным.

Чем еще плох деструктивный конфликт? Представьте себе, как в такой ситуации участники конфликта будут в дальнейшем взаимодействовать, если, например, потребуется решить какой-то вопрос? Скорее всего, никак: они будут избегать решения задачи. Или будут решать задачу через руководителей конфликтующих.

Если подчиненные не взаимодействуют, то "разруливать" это придется их руководителю...
Если подчиненные не взаимодействуют, то "разруливать" это придется их руководителю...

Представьте себе, что оба конфликтующих сотрудника — это ваши прямые подчиненные. Что это означает для вас как для руководителя? Это означает, что они либо не работают, то есть не решают проблемы, либо решают их через вас. А это, в свою очередь, значит, что помимо своей вы еще делаете работу за своих подчиненных. Поверьте: у вас и так работы хватает! Вот почему такие конфликты должны быть предметом пристального внимания руководителя. И вот почему еще очень важно формировать команду единомышленников — в такой команде у всех более-менее общие интересы, поэтому конфликты минимальны и разрешаются в общую пользу.

О том, какие стратегии поведения в конфликте бывают можно прочитать в статье "Различные стратегии поведения в конфликте"

А пока напишите мне в комментариях, что вы думаете о конфликтах, мое описание конструктивных и деструктивных конфликтов "попадает" в ваше видение?

И, конечно, подписывайтесь, если материал показался вам интересным и вы не хотите его потерять. И ставьте лайки, если статья понравилась — вам не сложно, а мне приятно 😊

О том, что такое конфликт вы можете прочитать в предыдущей статье:

Другие статьи вы можете найти на моем канале. Ниже ссылка на оглавление:

HR Consulting - практическое решение задач в области HR в бизнесе

HR consulting