Найти в Дзене
Москвич

Арт-объект на улице Коломникова дополнили изображениями уникальных концептов и прототипов завода «Москвич»

Оглавление

При благоустройстве улицы Коломникова Департамент капитального ремонта города Москвы привлек к участию современных художников, которые украсили пространство вокруг завода «Москвич» масштабными муралами, — подробнее о концепции этого арт-объекта мы рассказывали в прошлой статье. В ней же мы поделились подробностями о культовых моделях, которые стали частью композиции.

А новый материал мы посвятим несерийным образцам и уникальным разработкам предприятия — читайте далее, здесь встречаются поистине удивительные концепты!

Москвич Г5

Богатый опыт создания раллийных автомобилей позволил конструкторам АЗЛК приступить к разработке болида для участия в состязаниях на скорость. Первым советским автомобилем, предназначенным для кольцевых гонок, стал Москвич Г1, увидевший свет в 1955 году.

Долгие годы шла работа по модернизации узлов и агрегатов. Результатом её стал самый совершенный экземпляр — Москвич Г5, гоночный автомобиль национальной Формулы 1.

Он имел пространственную раму из хромансилевых труб, на которую крепились алюминиевые кузовные панели. Коробка передач располагалась за задней осью. Впервые стала использоваться восьмизвёздная подвеска задних колёс и дисковые тормоза на обеих осях. Изначально образец оснастили форсированным 92-сильным двигателем от 412-й модели. Но в следующем году был собран второй экземпляр, и оба автомобиля получили двигатели Москвич-412-2В мощностью 100 л.с.

Москвич Г5 впервые выехал на гоночный трек в 1968 году. В общей сложности на всех модификациях пилотами В. Ржечицким, Ю. Теренецким и Н. Казаковым были выиграны три золотые, одна серебряная и две бронзовые медали чемпионатов СССР.

Интересные факты о модели

♦️ Болид Г5 неоднократно претерпевал изменения, последняя доработка датируется 1974 годом: тогда на раму были установлены современные стеклопластиковые панели, что позволило снизить вес автомобиля до 580 кг. Эта версия обозначалась индексом Г5М и развивала скорость до 200 км/ч.

♦️ На базе Г5 был построен болид, который вполне мог участвовать в международных чемпионатах Формулы 1. Инженеры создали уникальный силовой агрегат, аналогов которому нет до сих пор в отечественном автомобилестроении. Объём 1500 см3, восемь цилиндров, два распредвала в головке блока, «широкие» фазы газораспределения — и это ещё не все его особенности! В нём воплотились такие уникальные технические решения, как разъёмный коленвал и роликовые подшипники шатунов. Силовая установка выдавала 200 л.с. при 10 500 об / мин и во многом превосходила лучшие западные образцы.

♦️ В процессе испытаний этой версии была впервые применена продувка автомобиля в аэродинамической трубе.

Москвич 2150

В 1973 году на АЗЛК был создан «внедорожный» прототип Москвич 2150 — легковой автомобиль повышенной проходимости с цельнометаллическим кузовом. Он также имел версию с тканевым верхом, обозначавшуюся индексом 2148. Каждая из версий была выпущена в единственном экземпляре, поскольку финансирование на их серийное производство выделено не было.

Отличительными чертами модели стали рамная конструкция, неразрезные мосты, рессорная подвеска и принудительная блокировка заднего дифференциала. Привод был полным, с подключаемым передним мостом.

Под капотом располагался 1,5-литровый двигатель М-412 с уменьшенной степенью сжатия: сделано это было для того, чтобы в условиях сельской местности можно было заправлять авто 76-м бензином. Бензобака было два, в сумме они вмещали 60 литров топлива.

Интересные факты о модели

♦️ Обозначения, состоявшие из четырёх цифр вместо использовавшихся ранее трёх, автомобили получили в соответствии с новым ГОСТом.

Руль, приборную панель, переключатели указателя поворотов и света фар взяли от Москвича 2140. Но другие элементы салона создавались индивидуально для этого прототипа. Отделка передней панели была выполнена из травмобезопасных материалов, на него установили аварийную систему световой сигнализации, ремни безопасности и рулевую колонку с противоугонным замком зажигания.

♦️ Цельнометаллический вариант Москвич 2150 сохранился до наших дней.

Меридиан С1

В 70-х годах перед коллективом АЗЛК была поставлена задача: создать принципиально новый автомобиль, который был бы актуален не менее десяти лет. В 1974 году был представлен проект «Дельта» — двухобъёмный фастбэк с футуристичным дизайном. Именно на его базе стал развиваться более многообещающий вариант — Москвич С1.

В конце 1975 года появился полностью рабочий ходовой образец ярко-зелёного цвета. Его тестировали на дорогах общего пользования, поэтому, чтобы никто не мог определить марку, прототип оснастили шильдиком «Meridian-1700TS».

Внешность автомобиля притягивала взгляды: стремительные линии, капот с выпуклостью, как у спортивных авто, выразительные задние фонари, «утопленные» ручки дверей и боковые стойки, расположенные на внешней части кузова, а не прикрытые дверьми, как это обычно бывает. Салон был не менее привлекательным и тоже имел некоторые спортивные нотки, такие как круглые приборы, окаймлённые хромом, например.

Однако, как и многие другие «смелые» новинки, Меридиан не получил поддержки от Министерства автомобильной промышленности и превратился в музейный экспонат.

Интересные факты о модели

♦️ Всего было построено три опытных образца, два последних были белого цвета.

♦️ «Первенца», окрашенного в ярко-зелёный металлик, прозвали «Крокодилом Геной».

♦️ Автоэмаль такого цвета позднее получила официальное название «Аллигатор». Ею в конце 70-х годов окрашивали небольшие партии серийных Москвичей 2140, предназначавшихся на экспорт.

♦️ Прототип С1 был задействован в масштабных испытаниях с участием западных аналогов, среди которых можно отметить западногерманские BMW 520 E12 и Porsche 911.

Москвич 2131

Универсал повышенной вместимости и проходимости, макетный образец которого был представлен в 1988 году.

Его фотография появилась на обложке одного из номеров популярного журнала «За рулём», в котором опубликовали репортаж о выставке «Автодизайн-86». Подпись к фотографии гласила: «…одним из экспонатов был эскизный макет многоцелевого автомобиля на базе АЗЛК-2141, выполненный А. Кулыгиным, в недавнем прошлом активным участником любительского автоконструирования».

Несмотря на широкие возможности для эксплуатации такого автомобиля, дальше создания опытного образца дело не пошло. Он так и остался существовать в единственном экземпляре.

-4

Москвич 2141 КР

Уникальный прототип гоночного автомобиля, предназначенного для участия в соревнованиях раллийной группы «B», с приводом на заднюю ось. Был построен в 1988 году в управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) молодыми специалистами АЗЛК.

Формально 2141 КР был построен на базе Москвича 2141, но фактически от базовой модели мало что осталось: изменили силовой каркас автомобиля, установили полунесущий внутренний каркас безопасности.

Сам автомобиль получил среднемоторную компоновку: двигатель УЗАМ-412 с двумя сдвоенными карбюраторами Weber рабочим объёмом 1995 см3 и мощностью 175 л.с. располагался перед задней осью, позади сидений, что обеспечило хорошую развесовку по осям.

Интересный факт о модели

♦️ Прототип весил всего 890 кг и развивал скорость до 200 км/ч. Столь существенного снижения общей массы удалось достичь за счёт установки передней и задней интегральных откидывающихся панелей из стеклопластика.

Коллектив Московского автомобильного завода всегда отличался трудолюбием и был готов к смелым техническим решениям. Десятки тысяч людей создавали культовые модели и оригинальные образцы, многие из которых были известны на весь мир.

Уникальные разработки советских инженеров навсегда останутся частью нашей истории. Опираясь на достижения прошлого, мы готовы написать новую главу истории легендарного отечественного бренда, имя которому — «Москвич».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы узнать ещё больше интересного об истории и планах завода!

Авто
5,66 млн интересуются