Найти тему

ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: Dexter Gordon - Our Man in Paris (1963)

Оглавление
Dexter Gordon - Our Man in Paris 1963
Dexter Gordon - Our Man in Paris 1963

Возрождение Декстера Гордона стало одним из самых радостных событий в новейшей истории джаза. После блестящей ранней карьеры с Лайонелом Хэмптоном, биг-бэндом Билли Экстайна и Чарли Паркером высокий сорокалетний калифорниец на протяжении большей части 1950-х годов находился в безвестности. Было известно, что он находится в Калифорнии, но он перестал быть заметным на джазовой сцене. Музыканты помнили о нем - об этом свидетельствует его влияние на развивающиеся в те годы стили Сонни Роллинза и Джона Колтрейна, - но большинство джазовой публики и критиков либо забыли Гордона, либо посчитали, что его карьера сошла на нет. Как отметил британский критик Дэниел Халперин, когда возрожденный Декстер выступал в Лондоне в 1962 году, вторая карьера Гордона "была необычной трансформацией, потому что обычно на джазовой сцене, когда они угасают, они почти никогда не возвращаются. А было время, когда ... Дестер Гордон был определенно близок к исчезновению".

Путь назад начался в 1960 году, когда Декстер Гордон написал музыку к фильму Джека Гелбера "The Connection" и выступил в нем на западном побережье. В следующем году Альфред Лайон из Blue Note пригласил Декстера вернуться в Нью-Йорк для записи альбомов. Вышедшие после этого альбомы - Doin' All Right (Blue Note 4077), Dexter Calling (Blue Note 4083), Go! (Blue Note 4112) - прочно утвердили Гордона в качестве одного из главных голосов в джазе.

Dexter Gordon - Our Man in Paris 1963
Dexter Gordon - Our Man in Paris 1963

В настоящее время Декстер живет в Париже, где в мае 1963 года и был записан этот альбом. Вскоре после записи Декстера спросил репортер французского ежемесячника "Jazz", считает ли он, что сегодня он играет лучше, чем на предыдущих этапах своей карьеры. "Конечно", - ответил Декстер. "Я гораздо более ясен и обладаю более сильным чувством равновесия. Моя музыкальная концепция гораздо увереннее. Я знаю, куда иду. Я такой же спонтанный, как и раньше, но я знаю о музыке гораздо больше. Я прошел долгий путь в джазе... Я не могу вернуть потерянное время, но я извлек уроки из этого опыта и не исключено, что смогу построить будущее с пользой для себя".

Однажды Декстера спросили: "Что бы вы больше всего хотели видеть напечатанным за своим именем?". Он ответил следующее: "Я хотел бы увидеть что-нибудь о том, что я постоянно ищу пути совершенствования". Упорство этого поиска проявилось во всех его последних записях на Blue Note, включая эту. Алан Бекетт, критик британского журнала "Джаз", заметил во время пребывания Гордона в Лондоне в 1962 году: "Как один из первых музыкантов, конструктивно адаптировавших гармонические разработки Паркера к тенор-саксофону, и как один из тех, кто оказал наибольшее влияние на многих наиболее продуктивных музыкантов в современном джазе, его историческое значение очень велико. Но он не только связующее звено, и хотя его последние записи свидетельствуют о том, что он в некоторой степени заимствовал у своих собственных учеников, его игра здесь показывает его как зрелого и консолидированного стилиста, от работы которого можно получить огромное удовлетворение".

SIDE A:

  1. Scrapple From The Apple 7:19
  2. Willow Weep For Me 8:44

В этом парижском альбоме коллеги Декстера имеют долгую историю как единое целое в этом городе. Кенни Кларк, главный зачинатель современного джазового драмминга, проживает в Париже с 1956 года. Бад Пауэлл живет там с 1959 года. Пьер Мишело - один из самых уважаемых бас-гитаристов Европы, он работал и записывался с широким кругом приезжих американских джазменов, среди которых Коулмен Хокинс, Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис. В 1959 году Кларк, Пауэлл и Микело образовали трио "Три босса", в котором проработали вместе долгое время. Таким образом, это не свидание с пикап-ритм-секцией. Декстер звучит здесь в контексте ритм-команды, которая давно научилась сливать каждый свой элемент в плавное единое целое.

С самого начала "Scrapple From The Apple" сила, мужественность рожка Гордона становится неумолимо очевидной. Его тон напорист, но тепл, ритм обволакивающий, а концепция, как отмечает французский автор Деметр Иоакимидис, свидетельствует о том, что "Гордон всегда делал упор на свинг и мелодическое развитие" в своей игре. Однако теперь в его игре появилась неудержимая уверенность, более смелое и разнообразное использование высоты тона и фактуры в качестве выразительных средств. Более того, в исполнении "Scrapple From The Apple" он задает и поддерживает такой импульс, который вызывает яростное, заразительное возбуждение. Здесь нет никаких колебаний, никаких проскальзываний по техническим ходам во время перегруппировки идей. Декстер играет так, словно с трудом сдерживает все, что хочет сказать. Под заметной мощью скрывается еще более скрытая сила. Но соло Пауэлла беглое и хорошо организованное, что подтверждает недавнее сообщение "Cannonball" Adderley о том, что Бад, когда его стимулирует музыкальное окружение, остается увлекательным пианистом.

Willow Weep For Me иллюстрирует то, что Алан Беккет назвал "суровым лиризмом" Гордона. Более того, в данном исполнении этот лиризм необычайно язвителен. Это можно назвать драматическим прочтением баллады. В балладном творчестве Гордона нет вялости. В ней столько же стремительной силы, сколько и в его темповых свингах, но сила эта дисциплинированно укладывается в свободные, пронзительно ясные схемы. Общая форма соло Гордона удивительно целостна, что лишний раз свидетельствует о том, что хотя Гордон остается таким же спонтанным, как и прежде, возросшая эмоциональная зрелость и музыкальная хватка добавившихся лет направили эту спонтанность в более запоминающиеся и более содержательные формы. Кроме того, в его фразировке гораздо больше речевых качеств. Это не просто упражнение в технической беглости. Интерпретация Декстером песни Willow Weep For Me выполнена в традициях старинного джаза, рассказывающего яркую, личную историю. То же самое можно сказать и о высказывании Бада Пауэлла, которое также отличается легкостью и растяжимостью. Мишлот повзрослел по сравнению со своими ранними записями, и его соло в Willow Weep For Me отличается глубоким тоном, чистотой исполнения и воображением.

SIDE B:

  1. Broadway 6:42
  2. Stairway To The Stars 6:54
  3. A Night In Tunisia 8:12

Broadway, некогда бывший инструментом Лестера Янга (оказавшего сильнейшее раннее влияние на игру Гордона), представляет собой интригующую, сжатую историю одного из основных направлений в джазовой теноровой игре. Здесь есть как следы Лестера, так и признаки более позднего стиля Гордона, повлиявшего на Роллинза и Колтрейна. Кроме того, отжигом всех этих перекрестных влияний является нынешний Гордон, который вобрал в себя все эти элементы, включая те, что он решил перенять у своих учеников, в мощный индивидуалистический способ экспрессии. Вновь, как и в Scrapple From The Apple, ощущается подавляющее присутствие человека - атмосфера трескучего эмоционального возбуждения, которое не ослабевает, а, напротив, нарастает. Отметим также, что в некоторых из восклицательных приемов тональности Гордон нашел свой собственный путь, по крайней мере, на территорию современного джазового авангарда. На протяжении всей композиции и всего альбома, подстегивая солистов и четко выдерживая время, звучит великолепная легкая барабанная партия Кенни Кларка. Что касается Бада, то, помимо его собственного зажигательного соло, послушайте, как в завершающей части композиции звучит эхо Каунта Бейси.

Stairway To The Stars - еще один аспект балладного творчества Гордона. Поначалу более мягкая и интроспективная, чем Willow. Weep For Me, исполнение показывает, какую теплоту и глубину тона Гордон может извлечь из рожка. Но при этом хребет интерпретации остается стальным. Именно это качество - твердое чувство направления и то, что я уже называл силой эмоций, - наиболее точно определяет все, что делает Гордон. И, что также характерно, - уверенный, продуманный выбор нот. Урок экономии был одним из самых ценных, который Гордон получил от Лестера Янга, и к которому он вернулся во время своего нынешнего возрождения. Соло Бада Пауэлла почти песенное по своему особому качеству лиризма и раскрывает особенно безмятежную сторону нынешнего творчества Пауэлла.

Заключительная A Night In Tunisia - это итог обновленного Декстера Гордона: парящая уверенность, восторг от импровизации, неизменная изобретательность и взрывной пыл его атаки. По словам Гордона, сейчас он счастливее, чем когда-либо прежде, и это приподнятое настроение прослеживается в этом альбоме. Однако это счастье вряд ли приведет к расслаблению. В основе приверженности Декстера музыке лежит неустанное желание учиться и выражать больше того, что он чувствует. Как он сказал одному британскому писателю после заметного триумфа в Лондоне: "Нет, я сейчас не полностью удовлетворен, моя карьера только начинается".

Бас - Пьер Мишело
Барабаны - Кенни Кларк
Фортепиано - Бад Пауэлл
Тенор-саксофон - Декстер Гордон

Dexter Gordon - Our Man in Paris 1963
Dexter Gordon - Our Man in Paris 1963

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!