Жанр: мистический триллер, психологическая драма, арт-хаус
Режиссер: Валерия Гай Германика
Рейтинг на кинопоиске: 5,3
Мать и её взрослая дочь идут по ночному лесу домой. Темень такая, что едва различаешь их фигуры. Жирная грязь под ногами проглатывает ботинки, затхлые сосны едва пропускают свет луны. Шагни чуть в сторону от дороги - и провалишься в черную пасть осеннего леса. Женщины разговаривают:
- С этой зимы стал у нас появляться приблудный волк. Матерый такой мужчина - кандидат в мастера спорта.
- Уголовник что ли?
- Как волк может быть уголовником?
- А как волк может быть кандидатом в мастера спорта?
- Ну, если по бегу, то может. Это был образ.
За их спинами раздается пронзительный вой, луна скрывается за тучей, а дорога под ногами расползается на нити теряющихся в траве тропинок. Женщины оглядываются, пытаясь разглядеть в сумраке волчьи глаза...
Антон Долин определил жанр «Мысленного волка» как «христианский хоррор в кавычках», намекая на глубокую символику при характером для фильма ужасов построении сюжета. И действительно, эта своеобразная интерпретация сказки о Красной шапочке вполне могла бы стать отменным ужастиком, но, блуждая по лабиринтам российской действительности, повернула в сторону психологической драмы на вечную тему отцов и детей.
Картина стала результатом совместной работы с российским сценаристом Юрием Арабовым, знакомым зрителю по сценарию первого советского мистического триллера «Господин оформитель». Возможно, из-за условности преисполненного заковыристыми диалогами сценария Арабова, «Мысленный волк» так сильно отличается от ранних прямолинейных картин Германики.
▪️ СЮЖЕТ ▪️
Алевтина с маленьким сыном Васенькой приезжает на затерянную в глухом лесу станцию Небылое к своей легкомысленной матери для того, чтобы уговорить ее продать дом и переехать в Питер, в то время пока совсем рядом с ними бродит огромный волк-людоед.
Село с философским названием Небылое действительно существует, но находится не в Ленинградской области, а Владимирской. Населенный пункт существует с XV века, там расположен православный мужской монастырь и две церкви. У села есть свой паблик с названием, толкающим в пучины бессознательного: "Подслушано. Небылое".
За несколько дней, проведенных в маленьком домишке на станции, мать и дочь тысячу раз поссорились и тысячу раз помирились, окончательно убедив зрителя, что они из разных миров и найти общий язык им невозможно. Мать когда-то выступала на сцене, а теперь тщательно оберегает свое отшельничество на хуторе, куда имеет доступ только сосед Мухортов да молодой любовник. Она отчаянно и инфантильно молодится, клеит нелепые ресницы и ходит на дискотеки, при этом умея в духе пост-модерна заговорить молоко для ребенка (прошептать «вставай, проклятьем заклейменный»). Дочь - молодая незамужняя художница из Питера, трепетно любящая Васеньку.
Найти общий язык женщинам помогает общий страх перед опасностью. Когда дом начинает сотрясаться от приближения то ли от реального, то ли выдуманного волка, они ищут друг у друга защиты, а в их сердцах пробуждается забытое чувство любви.
Но как только опасность исчезает, тает и обретенное чувство необходимости друг в друге. Мать отказывается продавать дом, а дочь уезжает. Она садится в электричку с надписью «Юность», которая, проносясь через пламенные вспышки, увозит ее из Небылого то ли в ад, то ли в светлое будущее.
▪️ ВОЛК ▪️
Образ «мысленного волка» связан с молитвой Иоанна Богослова: «от мысленного волка звероуловлен буду». Это метафора греха, искушения, приближающегося Апокалипсиса, смерти. В фильме Германики волк теряется между мирами, становясь то огромным Анубисом, пожирающим людей, то жалкой тушей хищника, убитого вполне реальным охотником. Волк разрастается и приобретает мощь, когда скрыт от глаз героев, и становится совсем не страшным в поле зрения. Именно поэтому женщинам становится жаль убитого зверя и они просят Мухортова его похоронить.
Правда, не совсем понятно, почему Васенька называет волка своим отцом. Наивная мечта ребенка обрести хоть какого-то папу в этом «женском царстве» или что-то большее?
▪️ ИТОГ: 5/10 ▪️
Все в этом мире течет, все изменяется. И если вы ассоциируете творчество Валерии Гай Германики только со скандальным псевдо-документальным сериалом «Школа», то у меня для вас отличные новости: от образа бунтующей мрачной готессы не осталось и следа, ее фильмы повзрослели так же, как и она.
«Мысленный волк» - непродолжительная (всего час) картина на тему поколенческого конфликта, которая допускает возможность сближения абсолютно разных людей перед страхом смерти. Первая часть фильма, связанная с дорогой по ночному лесу, довольно пугающая и за счет тревожного звукового сопровождения (отмеченного премией «Кинотавр») смотрится как хоррор. Рекомендовала бы этот фильм тем, кто знаком с творчеством Арабова и кто хотел бы разгадать сложные христианские символы фильма, которые здесь в избытке.
Однако символика вышла немного скомканная, отдельно существующая от полотна повествования. Так, я не уловила посыл начальной сцены: неназванный мужчина умирает, его отпевают в церкви, и он воскресает в красивой комнате, где две женщины за накрытым столом угощают блинами, а за окном простирается бесконечное поле с ромашками.
По словам самой Германики, кадры отражают воскрешение в царствии божьем, которое неизменно ждет верующего человека, но вхождение в эту прекрасную жизнь возможно только при страдании в жизни земной. Возможно, она имела в виду, что ее фильм об одной из граней этого страдания - непонимания и нелюбви. Сцена была финальной, но после беседы Германики со священником, стала открывающей кинокартину.
И последний вопрос, который не дает мне покоя - почему станцию в Ленинградской области называют «хутор». Как-то это слово больше с югом ассоциируется, разве нет?
▪️▪️▪️
Уважаемый читатель, если тебе было интересно прочитать историю о взаимоотношениях матери и дочери на станции Небылое, то познакомься с фильмом про бандитов, заблудившихся в метафизическом пространстве. Буду рада комментариям и лайкам! А твоя подписка, как хорошее кино, будет мотивировать меня к жизни и новым рецензиям ✨✨✨