Жанр: экзистенциальная притча
Режиссер: Роман Михайлов, Федор Лавров
Рейтинг на кинопоиске: 6,0
Если бы Дэвид Линч всю ночь по очереди смотрел фильмы Балабанова и сериал "Бандитский Петербург", а после утренней трансцендентальной медитации прочитал Юрия Мамлеева, то, возможно, он бы снял что-то похожее на "Сказку для старых".
Но это уже сделали театральный режиссер Роман Михайлов и актер Федор Лавров.
Режиссеры умело использовали маркеры криминальной драмы и эстетику 90-х годов для создания атмосферного визуального ряда. Но вестись на поверхностный слой не стоит. В этом фильме нет характерных для жанра кровавых разборок или справедливых братков, совершающих убийства во имя правосудия. Это эзотерическая сказка о скитающихся то ли по реальности, то ли по загробному миру дурачках, которые, как в той песне, ищут "мертвее себя".
▪️ СЮЖЕТ ▪️
Традиционный для волшебной сказки зачин переносится в суровые будни преступного сообщества. Криминальный авторитет Батя призывает к себе трех представителей братвы: Старшего, Среднего и Младшего.
"Сыновья" должны найти Мишу Мулю, который несколько лет назад украл воровской общак. Один раз Мулю уже нашли и убили. Но, казалось бы, решенный вопрос снова беспокоит авторитета: живого бандита замечают на музыкальных концертах в разных городах страны. Батя планирует вернуть общак и узнать у Мули причину крысиного поступка. Он дает бандитам задание найти и доставить их подельника.
▪️ БРАТКИ И ПУТИ, КОТОРЫЕ ОНИ ВЫБИРАЮТ ▪️
✔️Осторожно, спойлеры!
Режиссеры фильма проводят практически антропологическое расследование, делая срез бандитского сообщества 90-х годов. Три преступника олицетворяют собой категории криминального мира.
Старший (он же Стрелок). Это бандит-спортсмен или бывший военнослужащий, который знает толк в огнестрельном оружии и умело с ним обращается. Хладнокровный спокойный убийца, решающий проблемы без переговоров.
Старший едет в Новосибирск, где местная братва рекомендует ему найти совершенно линчевского персонажа - карлика на самокате, который любит на скорость находить спрятавшихся людей.
Обретенный помощник долго водит Старшего по заснеженным пустырям, а тот задается вопросом: не умер ли он и не является ли карлик его проводником в другой мир?
Средний - бандит-урка. Это отсидевший в тюрьме человек, который является тонким ценителем женской красоты. Импульсивен, азартен, принимает решения незамедлительно.
Средний отправляется в Ростов, где становится жертвой местных аферистов, которые его обворовывают. Плутая по лесам, он находит странных путников, толкающих по бездорожью гроб с покойником. Средний помогает им и оказывается в деревне, в которой живет конюх Яков, как две капли воды похожий на Мулю. Бандит собирается везти его к Бате, но Яков никак не показывает свою связь с криминальным миром, будто он всю жизнь был жителем российской глубинки. Или нет?
Младший - карточный разводила, кидала. Гедонист, склонен к употреблению запрещенных веществ и веселому проведению времени в клубах. Беспредельщик, который не признает авторитетов. По законам сказки "вовсе дурак" - лежал в дурке вместе со своим товарищем (Сергей Пахомов). Вокабуляр Малого полон клишированных фразочек из 90-х, его речь просто песня! Монолог, думаю, стоило бы наложить на бит из "Биографии" "Кровостока": "он просто так подтягивать не станет, у него своих торпед хватает", "кореш вмазанный лежит, вообще не вяжет".
Младший едет в Питер, где местная братва сначала пытается его убить, а потом, осознав ошибку, выдает ему проводника (Андрей Бледный), который и должен привести к Муле.
▪️ ОБРАЗ БАТИ ▪️
Таинственный мистический криминальный авторитет, который проводит стрелки в неожиданных местах: на стадионе, в антикварном магазине, на крыше. Прозвище "Батя" стоит воспринимать буквально - архетип демиурга, отца, создателя. Визуально образ качественно проработан - в нем есть что-то от Достоевского, что-то от Мамонова. Так он выглядит в кадре:
А вот портрет Ф.М. Достоевского пера Ильи Глазунова:
Или вот кадры из мультфильма "Потец" по стихотворению Введенского, в котором сыновья мучают отца расспросами:
▪️ СМЫСЛ ФИНАЛА ▪️
Несмотря на то, что братва выбирает разные дороги для поисков Мули, в финале они оказываются в одной комнате, где их ждет Батя и живой подельник. Авторитет мирно наливает чай, все радостно смеются и обсуждают скорый приход весны...
???
Поскольку, как упоминалось выше, фильм воспринимается на интуитивном уровне, финальный эпизод можно трактовать двумя противоречащими друг другу способами.
Версия № 1 (жизнь): во время поисков умершего персонажа каждый из трех бандитов совершает обряд инициации. Грехи прошлого прощаются, и герои возрождаются в качестве новых и чистых людей. В пользу этого говорит кадр, когда мимо Среднего пробегает бледный конь (символ смерти по Иоанну Богослову): гибель грозила мужчине, но не задела. Еще одно доказательство - это случайная фраза от играющих в прятки с карликом парней: "Желательно, чтобы он до сих пор там жил. Желательно, чтобы это был не какой-нибудь чухан. Чухан в принципе там не выживет!" Фраза воспринимается как указание на мистическую способность проводника вытаскивать людей с другого света. Собственно, карлик и ведет-то Старшего, явно не чухана.
Версия № 2(смерть): всю братву во главе с Батей давным-давно убили. В самом начале дочь говорит Старшему: "убьют они тебя!" Эти слова в контексте фильма вполне могли стать пророческими. Чуть позже она обеспокоенно звонит ему и говорит, что видит у дома каких-то подозрительных людей. Версия логично объясняет живого Мулю в кадре: перед нами компания покойников, которые, отрешившись от земных дел, наконец-то могут спокойно пить чай и разговаривать.
▪️ ИТОГ ▪️
"Сказка для старых" является последовательным рядом неоднозначных образов и аллюзий, который не имеет однозначного толкования и воспринимается ассоциативно. Это абсолютный артхаус, саундтрек к которому написал Антон Завьялов из группы "25/17", а фриковатых второстепенных персонажей сыграли музыканты Андрей Бледный, Сергей Пахомов и Олег Гаркуша. Фильм не зайдет любителям классических образов бандитов. Но лично у меня, как это ни странно, какое-то хорошее послевкусие от этой психоделической сказки. Будто бы лихие бандиты 90-х растворились в истории, став мифическими персонажами, о темных делах которых никто, кроме них самих, и не помнит. Потому и название фильма "Сказка для старых": то есть для тех, кто ностальгирует по ушедшей эпохе, а возможно, был ее частью.
Годный, короче, фильм. Непонятный, но годный.
▪️▪️▪️
Уважаемый читатель, если тебе было интересно прочитать историю о воскресении (или умерщвлении?) бандитов, то и фильм об учительнице, организующей собственные похороны, тоже зайдет! А еще ты можешь присоединится к моему телеграмм-каналу: https://t.me/mariya_srkn , где я сравниваю отзыв о фильме из интернета и пишу собственное мнение. Буду рада комментариям, лайкам, а твоя подписка (особенно на телеграмм), как разговор с Батей, будет мотивировать меня к жизни и новым рецензиям ✨✨✨