Уважаемые родители! В предыдущей публикации были рассмотрены так называемые ловушки восприятия, через которые семья пытается решать проблемы с цифровым поведением.
В этом посте продолжение темы. Но речь пойдет воспитательных подходах, которые формируют установки, о роли слияния с родительской фигурой и том, как действовать, чтобы учить дутей самостоятельности в вопросах экранного времени.
______________________
Поначалу мы накрепко связаны с матерью, а потом должны правильно от нее отлипнуть. Но чаще всего этот процесс вообще не начинается, потому что ребенка взрослый продолжает считать своим продолжением, тем, кто обязан обслуживать их эмоциональные потребности.
Психологическая автономия – один из важных этапов развития психической системы. Если биологическое рождение это яркое событие в жизни любой семьи, который всем понятен, то психологическое рождение – медленно разворачивающийся процесс.
Можно предположить, что каждый человек на планете будет в той или иной мере склонен к аддикции, но это не так. Ключевым моментом, который формирует ту или иную часть личности является контекст семейной системы. Поэтому стратегически важно выйти из слияния, принять данность, что подросток это отдельная личность. Причем, активно развивающаяся как в реальном мире, так и в цифровом. И да, подверженная влиянию информационного потока.
В бесконечной борьбе вокруг экранного времени семья чаще всего вообще не берет в расчет так называемую цифровую идентификацию. Вроде где-то тинэйджер тусуется, с кем-то взаимодействует, часто представляется вообще другим воображаемым человеком.
Нужно это знать, но действовать грамотно. Обычно все заканчивается жестким взломом границ, в результате чего сын или дочь отдаляется, закрывая доступ в свой внутренний мир. А цифровое поведение это уже следствие процессов, которые происходят внутри, но не осознаются.
Психологическое рождение начинается с понимания себя и своей отдельности. С изучения своих сильных сторон и недостатков, интересов и возможных траекторий собственного развития, в том числе в киберсреде. Для чрезмерно увлеченных играми – принятие собственной ответственности за то, что это увлечение влечет за собой последствия.
Если в семье планомерно обсуждаются вопросы: «Как ты планируешь строить свою жизнь?», «Что тебе больше нравится, а что не очень?», когда существует привычка больше слушать, чем просто навязывать свое, то сын или дочь начинает чувствовать собственную отдельность.
Автомобилисты знают, что без стартера машина не заведется, поэтому если этот механизм не работает, то никуда не уедешь. Так же и у личности, без понимания себя и своих потребностей, невозможно никого заставить сдвинуться с места.
Но часто происходит обратное – полное слияние с родительской фигурой. Если спросить у такого подростка его личное мнение, то он будет оглядываться и соотносить с тем, поддержит его мама или нет. И относительно этого принимать решение и строить линию поведения, а «то мама не одобрит и устроит нагоняй». Собственный выбор по привычке проходит через призму мнения родителя. У некоторых это продолжается всю жизнь.
Тут стоит добавить, если с ребенком сформирована привязанность, то к вам будут обращаться за помощью и советом, потому что ваше мнение является авторитетом. В слиянии всю жизнь ломятся с готовыми идеальными решениями, даже когда не спрашивают.
По мере взросления дети учатся через подражание. То есть наблюдают как взрослый взаимодействует с миром, на сколько успешным и реализованным чувствует себя родитель. Каким образом удовлетворяет собственные потребности, самостоятельно или нет.
Например, если женщина занимается любимым делом, которое приносит доход, профессионально развивается. Или увлекается каким-то хобби отдельно от своего ребенка. Заботится о своем психологическом и физическом здоровье. Тогда на ежедневной практике понятно, как выстраивается взаимодействие с миром. И что особенно важно, ребенок сталкивается с чужими границами.
Мама не должна превращаться в персональную помощницу, которая давным-давно забыла про себя и свою жизнь. Готовая прилететь на помощь по первому требованию взрослеющей детины. В самых запущенных случаях, мама носит играющему подростку в комнату вредную еду, чтобы избегать конфликтов, а потом на корячках собирает мусор от упаковок.
Уже в раннем возрасте сын или дочь должны столкнуться с чужими границами. А, следовательно, почувствовать свою отдельность. Перестать воспринимать себя частью матери.
Если посмотреть на ситуацию отдельной семьи, так всегда проще, то можно наблюдать воспитательный вектор. Куда направлено внимание взрослого, на чем он сосредоточен сам? Как в результате формируется отношение юноши или девушки с окружающим миром?
В слиянии родители транслируют следующий посыл, который будет формировать поведение всю жизнь.
Это выражается в словах и действиях: «Мы вместе, я опытней и знаю наилучший путь к твоему счастью. Я бросила свою жизнь ради тебя. Поэтому я настолько сильно боюсь за тебя, боюсь, что твоя судьба пойдет по негативному сценарию, что буду контролировать все». В случае девиантного поведения: «Ты мать в могилу сведешь, но мы справимся!»
У детей в такой среде формируются следующие установки: «Я один не справлюсь, не смогу активно действовать, я не умею достигать целей, потому что не знаю, что хочу. Я никто без мамы. Я не могу справляться сам, потому что не умею контролировать маленькую шлюпку, которая несет меня по волнам реальной и цифровой жизни то в одну, то в другую сторону».
Поэтому при столкновении с любыми стимулами тинейджер просто не способен с ними справляться. Причина – пробел в развитии когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой регуляции поведения. Вся жизнь превращается в стремление выбраться из плена в сторону самостоятельности, но так как это практически невозможно, то приходится компенсировать.
А уж способ отъехать от душащей реальности всегда найдется – убежать в игровой мир, или с дурной компанией в алкоголь или употребление психо-активных веществ.
При разделении границ посыл и цели воспитания немного отличаются. Что так же выражается в словах и действиях: «Только ты отвечаешь за то, каким образом сложится твоя судьба. У тебя есть все, чтобы реализовать свои мечты. Есть «Я» - мама, а есть «Ты» - мой ребенок. Твоя цель – стать самостоятельным, научиться активно действовать в этом мире. Но внутреннюю силу никто за тебя развивать не сможет, ты делаешь это сам. В один момент ты почувствуешь собственную автономию и уйдешь строить самостоятельную жизнь. Такую, которую ты сам захочешь. Для этого нужно учиться, в том числе управлять своими результатами, отвечать за них.»
В этом случае ребенок получает установки: «Я могу, а где не справляюсь, родитель поддерживает. Я действую, развиваюсь в этом мире, учусь принимать те решения, которые ведут к моим целям. Отвечаю и корректирую курс, если решения ошибочные.»
Теперь на практике. Бесконечные вопли, нервотрепка в страхе «Что с тобой станет» это токсичная среда. Физически подростка от компьютера отодрать вы уже можете, не думайте, что вы повелитель(ница), которая способна рулить волей своего тинейджера.
А вот поставить какую-то мелкую цель, вполне реально: «Переключись сам на домашнюю работу без меня, ты справишься, а я не лезу». Вы как бы отделяетесь сами, даете зону самостоятельности, бонусом получаете рост уважения в свою сторону, но главное – ваш подросток делает шаг в развитии осознанной саморегуляции, то есть становится сильнее.
Собирайте вместе со своим ребенком такие успехи, когда из зоны «хочу» произошел переход в зону «надо, потому что я строю свою жизнь».
Не зарывайтесь в скандалах, собирайте эпизоды, когда сын или дочь справилась с управлением своим вниманием, а если нет, то разбирайте, что помешало. На тысячном шаге проблем с переключением с экранного времени уже не будет, потому что вам удалось произвести эту настройку личности.
Вот так контекст семейной системы формирует психологическую автономию. Но в первую очередь, вам, как родителю, нужно настроится на то, что после 20 лет юноша или девушка отделится полностью, поэтому времени, чтобы чему-то научить по факту не так и много. Смысла тратить его на тревогу, страх и вину точно никакого нет.
_____________________
1. Понимает ли тинейджер в вашей семье, что обучение это его задача, а не взрослого?
2. Способен ли совершать собственное усилие и направить произвольное внимание на обучение без участия взрослого. Просто исходя из личного решения, что "это надо мне для моего будущего?"
Разделение границ это в том числе разговор о мотиве обучения. Об этом будет дальше.