Как появился поселок Кратово? Кто мечтал основать на его месте город-сад? Когда построили Детскую железную дорогу?
Поселок Прозоровский и город-сад
Земли, на которых ныне находится поселок Кратово, раньше принадлежали князьям Голицыным-Прозоровским. Александр Прозоровский-Голицын в 1899 году основал здесь дачный поселок, который получил название по его фамилии – Прозоровский. Подробнее про окрестные земли можете прочитать в статье о Раменском.
В 1910 году Николай Карлович фон Мекк – владелец Московско-Рязанской железной дороги, выкупил поселок у Голициных. Он мечтал здесь основать уникальный город-сад.
Начались строительные работы по проекту инженера–градостроителя В.Н. Семенова. В разработке проекта так же приняли участие архитекторы Щусев, Таманян, Иваницкий, Бутиянов.
Так, как местность была лесистая, то первым делом начали прокладывать просеки и заготовку строительного материала.
Там, где сегодня находится подворье храма Державной иконы Божьей Матери, открывается управление строительством города-сада.
Смотрителем города-сада становится Ипполит Ильич Чайковский - брат композитора П.И. Чайковского.
Вскоре после начала строительства был открыт «Школьный квартал», который включал в себя 6 учебных заведений. На улице Фаустовской до сих пор сохранилось одно из зданий - начальная школа.
А вот строительство церкви, рассчитанной на 400 – 500 человек, было прервано началом Первой мировой войны. Успели лишь возвести цокольный и первый этажи. В наши дни это здание задействовано для церковных нужд, а рядом возвышается новый храм, получивший название в честь Державной иконы Божьей Матери.
Еще при строительстве железной дороги в самом конце XIX века из реки Хрипаньки добывали песок для формирования железнодорожной насыпи, а затем на этом месте образовалось озеро, ставшее прекрасный украшением города-сада. Тогда на берегу озера планировалось устроить площадки для футбола, крокета и тенниса (в то время носившая название лаун-теннис). В 1912 – 1914 годах был сооружен железобетонный мост по проекту А.И. Таманяна. Сейчас на берегах озера хватает и спортивных площадок и детских. Это излюбленное место отдыха местного населения и жителей близлежащих районов.
Интересный факт: почти все улицы города-сада носили названия железнодорожных станций (Симбирская, Рязанская, Фаустовская, Голутвинская и др.).
Поселок для бывших политкаторжан и Кратово
С началом Первой мировой войны строительство поселка заморозилось, а потом и вовсе нагрянула революция 1917 года. У новой власти были иные планы на этот поселок. Таким образом после революции по решению центрального комитета Российской коммунистической партии большевиков в Прозоровке основывается поселок для бывших политкаторжан.
Свое настоящее название поселок получает в 1930 году в честь первого комиссара Московско-Казанской железной дороги И.А. Крата.
Постепенно в Кратове начинают открываться один за другим дачно-строительные кооперативы. Кратово начинает становиться излюбленным местом отдыха известных личностей (С. Эзенштейн, С. Прокофьев, М. Шагинян и др.).
Любопытный факт: именно в Кратово С. Прокофьев написал музыку к балету «Золушка».
После эмиграции в 1955 году известный певец, актер и автор множества музыкальных произведений Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) покупает себе дом в Кратово, в котором до сих пор проживают его потомки. Сам же Александр Николаевич умирает через два года после его приобретения.
Так же в Кратово в своем дачном доме Владимир Яковлевич Шаинский написал немало музыкальных произведений к известным и любимым всеми мультфильмам.
Превосходные дачные дома Кратово запечатлел на своих снимках фотограф Федор Савинцев. Подробнее можете ознакомиться с ними на канале AD Magazine Russia.
Детская железная дорога
Говоря о Кратово, невозможно не затронуть тему детской железной дороги.
С самого начала строительства поселка это место тесно было связано с железнодорожным символизмом. Ну во-первых, здесь в 1899 году открывается ж/д станция. Во-вторых, поселок начинает застраивать владелец Московско-Рязанской железной дороги. В-третьих, большинство улиц, как мы выяснили выше, носят названия ж/д станций. В-четвертых, поселок переименовывают в честь первого комиссара Московско-Казанской железной дороги. Логично предположить, что железнодорожная тема в символическом виде или в реальном продолжит «преследовать» эти места.
Так оно и случилось.
Идея строительства в Кратово детской железной дороги родилась в 1935 году. Заручившись поддержкой Управлением Московско-Рязанской железной дороги, а также под их руководством начинается строительство.
Детская железная дорога с первых этапов строительства стала по истине «детской». Школьники сами проводили необходимые изыскательские работы, разрабатывали проект, а затем строили. Комсомольцы привлекались лишь при самых тяжелых работах, которые не были по плечу пионерам.
В 1937 году, через полтора года после возникновения идеи строительства, дорога была открыта. Протяженность составила 5 км. Первыми станциями были: «Пионерская» и «Путь Ильича».
Тяговым составом служил паровоз ВЛ-1, который тащил за собой деревянные вагоны.
Во время Великой Отечественной войны, железная дорога играла роль в перевозки грузов. А юные железнодорожники были удостоены отдельных наград, среди которых звания Героя Советского Союза и медали «За оборону Москвы».
После окончания войны школьники стали восстанавливать железную дорогу. Уже в июне 1945 году движение по ней вновь было восстановлено.
Интересный факт: в 1950 году дети своими силами построили мотовоз и подарили его Лестрансхозу Печерской ж/д.
В 1950-х годах у железной дороги появляется тепловоз, а также цельнометаллические вагоны. На станции «Пионерская» появляется каменное депо.
Функционирование ДЖД предусматривалось только летом, но в 1960-х годах предпринимались попытки сделать работу железной дороги круглогодичной. Сперва это удалось, и некоторое время зимой дорога функционировала, но затем от этой идеи отказались.
В 1971 году был проведен капитальный ремонт ж/д дороги с заменой рельсового полотна, а также с установкой устройств автоматики.
Следующая капитальная реконструкция прошла уже в 2004 - 2005 годах. Капитальному ремонту подверглись два тепловоза, один был списан. Также обновился парк вагонов, придя на замену старым. На самой дороге было заменено ж/д полотно, а также системы автоматики.
В настоящее время продолжается эксплуатация детской железной дороги, и любой желающий может приехать сюда, купить билет, и проехаться в маленьких вагончиках по узкоколейной дороге. Перед отправкой дети проверят состав. Потом вы увидите, как школьник садится в кабину тепловоза. Потом вы предоставите ребенку посадочный билет. Потом... вы медленно поедете с каким то смешанным прекрасным чувством.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.