Что такое "Раменье"? Что связывает Раменское с именами князей Калиты и Волконских? И какую роль в его судьбе сыграла ткацкая фабрика Малютиных? Отправимся в увлекательное путешествие по страницам истории Раменского.
"Раменье" и Раменская волость
Раменское происходит от слова «раменье», что значит «граница» или «опушка леса». На месте современного города местность, как раз и называлась «Раменьем». Впервые упоминание этой местности относится к 1328 году.
Изначально волость Раменье была во владении Ивана Даниловича Калиты. Именно в духовной грамоте князя Ивана Даниловича Калиты и было первое упоминание об этой местности. И если считать дату первого упоминания, то городу почти 700 лет.
В 1389 году внук Ивана Калиты Дмитрий Донской завещал Раменье своему сыну Ивану.
В 1562 году волости Гжель, Гвоздна, а также Раменье становятся т.н. «государственными волостями».
В статье на сайте http://a-zavorotnyuk.ru/ указано, что до начала 17 века часть волости находилась в монастырском владении. Патриарх Филарет (отец первого из царей династии Романовых - Михаила Федоровича) после польского плена получил в 1619 году во владение село и бывшие монастырские земли. К сожалению, достоверность этих данных подтвердить не получилось. Возможно так оно и есть.
В письменных источниках за 1701 год, мы находим количество дворов волости. На тот момент их значится 78. Не много для города, но достаточно для села.
В 1710 году за подавление в Астрахани казацких бунтов Раменская волость с селами и деревнями была отдана графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. В 1747 году имение переходит графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, а затем через 21 год его племяннику князю Михаилу Никитичу Волконскому. Тогда же происходит межевание границ Раменской волости.
В 1725 году на берегу Борисоглебского озера возводится каменная церковь, которая в 1732 году была освящена во имя Святой Троицы с приделом благоверных князей Бориса и Глеба. Впоследствии в 1850-х годах храм будет переосвящен в Борисоглебский храм.
На карте конца 18 века село Раменское значится, как Троицкий погост.
Усадьба Волконского
После смерти Михаила Никитича Волконского в 1788 году земли достаются его сыну Павлу, который начинает обустраивать усадьбу. На берегу озера он построил барский дом с отдельно стоящим флигелем для гостей. Сперва дом был деревянным, но после его обложили кирпичом. Усадьба обзавелась конюшней с манежем, скотным двором, псарней, молочной фермой, мяльно-трепальным заводом.
В конце 18 начале 19 веков начали запруживать исток речки Чернавки. Вследствие этого появились островки, через которые проложили мостики. Вдоль берегов стали обустраивать парк с высадкой растений и установкой беседок, оранжерей и статуй.
В лесной части парка водились дикие животные. Широкая липовая аллея встречала гостя парка прямо от входа и уводила вглубь по зеленому коридору. На Борисоглебском озере появились плавучие острова и лодочная станция. Так же не забыли установить и павильоны для отдыха.
В парке был разбит фруктовый сад и огороды. Это место назвали «плодовитая поляна». Забежав вперед, отмечу, что теперь на этом месте стоит стадион «Сатурн».
У Павла Михайловича детей не было и поэтому имение переходит его сестре княгине Анне Михайловне, а затем к ее дочери Анне Александровне, которая в 1809 году вышла замуж за губернатора Пензы Федора Сергеевича Голицына.
Прядильная фабрика и купцы Малютины
После смерти Федора Сергеевича Голицина в 1825 году имение пришло в упадок. Вдова стала закладывать имения, а деревья парка продавать на сруб. Возможно все бы и ушло в полное запустение, если бы не помощь Николая I, который учредил комиссию по устройству дел княгини. Были построены новые фабрики – бумаго-прядильная и писчебумажная. Через некоторое время после открытия прядильной фабрики в 1843 году она была отдана в аренду купцам Малютиным. С именем Павла Семеновича Малютина (одного из братьев Милютиных, владевших фабрикой) связан расцвет производства, что сказалось на развитии села Раменское.
В 1850-е на средства братьев Милютиных при поддержке Анны Александровны Голицыной возводится каменная Троицкая церковь.
В 1866 году фабрика с прилегающими землями была выкуплена у Голициных наследниками Павла Михайловича Малютина. С тех пор фабричное производство стало расширяться. Вскоре был построен пятиэтажный корпус ткацкой фабрики и газовый завод. Постоянно открывались новые цеха, увеличивалось количество станков. Старые корпуса перестраивались. В 1910 году был построен очередной пятиэтажный корпус. В самом конце 19 века на предприятии появляется электричество. При этом и дома, и школы и больница так же начинают пользоваться электроэнергией.
Железная дорога через село пролегла в 1860-1865 годах, проходя маршрутом Москва – Рязань.
Имение переходит Александру Александровичу Прозоровскому-Голицыну
В 1898 году имение переходит Александру Александровичу Прозоровскому-Голицыну. Он внес большой вклад в благоустройство Раменского, был попечителем учебных заведений. Благодаря его стараниям на озере появляются две бесплатных купальни – мужская и женская.
Именно по решению Александра Александровича в начале 20 века на месте «плодовитой поляны» появляется футбольное поле – стадион. Первая футбольная команда Раменского – команда Малютинской фабрики (в последствии Малютинский клуб спорта) на этом стадионе стала проводить тренировки и игры.
Умер Александр Александрович Прозоровский-Голицын в 1914 году. На тот момент население Раменского насчитывало более 6000 чел.
Имение перешло к дочери князя Александра Марии. Она пыталась развивать образование в селе. Но в 1917 году она уехала во Францию.
Советский период истории Раменского
После революции некогда родовое имение стало называться «Народное имение». Барский дом стал административным зданием, а парк стал доступен широкой публике. Количество жителей стало расти и вскоре увеличилось до 10 тыс.
В 1925 году Раменское получает статус рабочего поселка, а еще через год получает статус города. На тот момент в нем проживает 13 тыс. человек.
Постепенно парк стал приходить в запустение. На его территории в 1926 году начинают строить двухэтажные жилые дома, которые простоят здесь до 1980-1990 х годов.
В 1929 году город уже становиться районным центром.
В 1933 году в городе организовывают «Межпрофсоюзный парк культуры и отдыха Раменского райпрофсовета им.тов.Шверника». Если судить по отзывам в газете «Авангард», то парк находился в удручающем состоянии: мусор, грязь, сломанные столики и сцена.
Позже в парке открывается Дом отдыха «Красное знамя», который посещали рабочие фабрики.
В это время на берегу озера появляется база спортивного общества «Спартак», а рядом с ней 25-ти метровый бассейн.
1941 году парк начинают благоустраивать. Но расцвет парка пришелся на 1950-е годы, когда было сделано основательное благоустройство. Появились асфальтовые дорожки, детские площадки, футбольное поле, танцевальные веранды и даже зеленый кинотеатр.
Главный стадион города «Сатурн» открывается в 1956 году.
С конца 1980-х парк постепенно стал приходить в запустение. К тому же постепенно стали вырубаться деревья. Территорию парка стали застраивать новыми строениями.
Что касается Троицкой церкви, то ее закрыли в 1938 году. Позже в здании церкви располагались пивоваренный завод, макаронная фабрика, цех безалкогольных напитков. Восстановление храма началось только в 1989 году.
Наше время
В 1999 году строиться новый современный стадион «Сатурн».
В 2013 г. парк города был включен в губернаторскую программу "Парки Подмосковья" и продолжил благоустраиваться, претерпевая серьезные изменения.
В настоящий момент старой усадьбы не сохранилось. Утеряны та красота, которая поражала глаз еще век назад. Но исторический облик города продолжает поддерживаться духовными символами этого места – Борисоглебской церковью и Троицким храмом.
И если вы окажетесь в этих местах и пройдетесь вдоль стадиона, то на секундочку представьте, что еще чуть более века назад здесь был роскошный фруктовый сад, где веяло ароматом яблонь и вишни.
И напоследок привожу несколько фрагментов карт разных эпох, на которых отмечено село.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.