Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков. Может быть правильным, нормальным, а может быть нарушенным. Как раз таки тот факт, что ребёнок нуждается в логопедической помощи, открывается родителями благодаря той самой "картавости" и "шепелявости"*.
* данные термины не имеют ничего общего с профессиональной и научной терминологией.
Краткая вводная информация
У каждого речевого звука есть характеристика. Что это значит? Все звуки русского языка можно поделить по:
- механизму образования (гласные/согласные);
Согласные имеют еще дополнительную классификацию:
- по участию резонаторной области (носовой/ротовой);
- по месту артикуляции (где происходит артикуляции: звук переднеязычно-зубной/губной/заднеязычный и др.);
- по способу образования (щелевой - воздушная струя при выходе из полости рта не встречает преграды - звук плавный (Ш, С, Х и др.)/смычный-воздушная струя при выходе из полости рта встречает преграду - звук прерывистый (Г, Л, Т и др.));
- также делятся по мягкости/твердости;
- и по участию голосовых складок (глухой/звонкий/сонор).
Гласные также имеют дополнительное разделение.
Виды нарушений звукопроизношения
Есть 4 варианта неправильного произнесение звуков:
- полное отсутствие звука (ребенок просто удлиняет произнесение соседних гласных)
Пример: отсутствие звука Л - мааиина (малина), отсутствие звука Р - аак (рак).
- замена звука (ребенок заменяет один звук на другой)
Замены встречаются 5 вариаций:
- одинаковый способ образования, разное место артикуляции. Пример: К, Г и Т, Д - гамак - дамат;
- одинаковое место артикуляции, разный способ образования. Пример: сумка - тумка.
- одинаковый способ образования, но участвуют разные органы артикуляции: сосна - фофна.
- одинаковый способ и место образования, но по разному участвует голос. Пример: звон - сфон.
- одинаковый способ образования, но нарушено ощущение твердости и мягкости. Пример: слон - сьлён.
- смешение звуков
Все звуки сформированы, правильно произносятся, НО есть трудности с выбором нужного звука, ребенок "не чувствует" речь.
- искажения.
Искажения звуков
Самое "интересное" и ярко слышимое нарушение. Именно данный тип нарушения сигнализирует о проблемах с речью, именно с проблемой невнятных звуков обращаются к логопеду - а потом уже распутываю целый клубок трудностей.
Далее будет рассказано о самых распространенных искажениях (хотя искажаться может любой речевой звук).
1) Ротацизмы
Искажение звука Р. Так называемая картавость.
Варианты:
- губно-губной/кучерское произношение (произносится губами ТПРУ);
- одноударное произношение (звук произносится одномоментно, нет длительной вибрации);
- боковой (вибрируют боковые края языка);
- велярный (вибрацию образуют задняя часть языка и мягкое небо);
- увулярный ("французское" произношение звука Р);
- носовой (проявляется носовой оттенок).
2) Сигматизмы шипящих звуков
Искажение шипящих: Ж, Ш, Щ
Варианты:
- межзубный (кончик языка просовывается между передними зубами - всем известная классическая "шепелявость");
- боковой (появляется хлюпающий звук);
- щечный (воздух проходит между зубами и щеками);
- носовой (звук напоминает искаженный Х с носовым оттенком);
- губно-губной (нижняя губа поднимается к верхним резцам).
3) Ламбдацизм
Искажение звука Л.
Варианты:
- губно-губной (губы вытягиваются вперед - в трубочку, напоминает искаженный У);
- губно-зубной (нижняя губа приближается к верхним зубам, звук напоминает искаженный В);
- межзубный (кончик языка между зубами);
- смягченный (что-то среднее между твердым и мягким звуком);
- носовой (напоминает искаженный Н, носовой оттенок появляется).
Итог
Наличие искажений в речи ребенка слышится даже родителям, поэтому если вы поняли, что у ребенка нарушено звукопроизношение, стоит обратиться к специалисту. Пока патологическое произнесение звука не закрепилось, его можно исправить (если нет анатомических дефектов, требующих хирургического или стоматологического вмешательства).
Не затягивайте поход к логопеду!
И для всех прочитавших приятный бонус - прекрасная картинки-сборник артикуляционной гимнастики.