С высоты Крылатских холмов, от верхней части петель, проходящей по ним олимпийской велотрассы, открывается прекрасный вид на Москву и прежде всего на реку с появившимся не так давно над ней ажурным, архитектурно-изысканным Живописным мостом.
Красивый и яркий, видный издалека мост соединяет Новорижское шоссе с проспектом Маршала Жукова, а также связывает район Крылатское и Серебряный бор . Конкурс проектов на его создание провели в начале 2000-х годов. Перед архитекторами стояла неординарная задача объединить сразу три берега Москвы. Кроме того, необходимо было учитывать факт нахождения на берегах реки больших природоохранных зон с запретом на строительство.
Привычные стандартные решения были не применимы. В результате был создан проект, где опора моста имела форму арки, перекинутой между берегами реки, к которой с помощью вант прикреплялось мостовое полотно. При этом мост пересекает Москва-реку под острым углом.
Автором проекта стал Николай Шумаков – один из крупнейших современных российских архитекторов. Именно его решение очень понравилось мэру столицы, который, в свою очередь, и предложил разместить в верхней части моста смотровую площадку и открыть там ресторан. Таким образом проект был утвержден, а мост в результате сложной и уникальной работы был создан и в 2007 году открыт.
Параметры этого сооружения поразительны - полтора километра в длину, сорок метров в ширину, 105 метров в высоту; длина основного пролета более четырехсот метров (под ним спокойно проплывают суда). Подобная конструкция в мире пока не повторена и не встречалась ранее. С обеих сторон сооружения можно видеть шумозащитные экраны. В верхней части построен эллипсоид со смотровой площадкой, очень похожей на летающую тарелку. Мост имеет восемь полос для движения: по четыре в каждую сторону. Но самое главное, что он имеет притягательную архитектурную эстетику и несомненно украсил северо-западную окраину Москвы, насыщенную водными и парковыми пространствами.
Такое яркое и заметное творение не могло не обрасти разнообразными легендами. Например, одна из них гласит, что знаменитый эллипсоид – застекленный зал, подвешенный под аркой моста спроектирован и сделан в форме кепки бывшего мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Это якобы помогло проекту победить в нешуточном конкурсе.
На самом деле огромный эллипсоид (длина 33 метра, ширина 24 метра) проектировался в такой форме, которая максимально снижала парусность. Иначе при порыве сильного ветра вся конструкция могла бы завалиться набок вместе с гигантской аркой-пилонами. При этом уменьшенная модель моста вместе с эллипсоидом сначала прошла испытания в аэродинамической трубе в Центральном Аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском. И только убедившись в надежности именно такой конструкции (действительно чем-то похожей на кепку) начали возводить мост.
Есть и другая легенда, что эллипсоид весом около 1000 тонн чуть не рухнул на проезжую часть Живописного моста (высота около 100 метров) зимой из-за обмерзания льдом со снегом и соответствующего утяжеления. Намек на то, что это может случиться в любой момент в будущем со всеми вытекающими последствиями для самого моста и для проезжающих по нему в это время машин.
На самом деле застекленный эллипсоид оборудован электрообогревом, поэтому обмерзания льдом и снегом с утяжелением «кепки» не происходит - конструкция безопасна.
Подробнее -