Найти в Дзене
My Side

Музыка Манчестера. Часть 31

Ричард Эшкрофт и его «горестно-сладостная симфония». История группы The Verve.

Еще одна важная группа из окраин Манчестера и еще одни классики Брит-попа. Ее лидер Ричард Эшкрофт – важная фигура в британской музыке 90-х гг. Его группа по праву считается классикой жанра, многие современные музыканты не иначе, как с уважением говорят про нее. Это The Verve – группа, которая своими работами в этом десятилетии смогла навести «шороху». Причем, шумиха была связана не только с творческими достижениями, но и со скандалами музыкального характера. Этот эпизод вошел в историю музыки, как одно из самых громких судебных разбирательств в роке. Казалось бы, при чем тут The Rolling Stones? А об этом вы узнаете ниже. Как бы то ни было, их альбом Urban Hymns 1997 года является такой же культовой пластинкой, как, скажем, Definitely Maybe Oasis. Сам Ричард Эшкрофт – серьезный молодой человек с такими же серьезными намерениями. Он собрал коллектив еще в начале 90-х, им посчастливилось «засветится» на радиопередаче Джона Пила, но успеха пока еще не было. Лишь через несколько лет имя его группы будет стоять рядом все с теми же Oasis, Blur, Pulp. С Лиамом Галлахером Ричард кстати очень подружился и продолжает дружить и по сей день.

В начале 1990-х совсем юный Ричард собрал группу со своими друзьями. Условно деятельность коллектива можно поделить на три этапа. Этап первый – это первые два альбома группы: A Storm in Heaven (1993) и A Northern Soul (1995). На данном этапе группе не удалось добиться серьезного успеха, хотя группа выступала на различных фестивалях, давала концерты. Но было тщетно. Тогда Ричард раздосадовался и распустил The Verve. Но уже в 1996 году группа вновь собралась в слегка дополненном составе, чтобы записать свой следующий альбом. Это второй этап. Уже в 1997 году их новая пластинка под названием Urban Hymns увидела свет и вот тут то группу ждал большой успех. Это была их «горько-сладостная симфония». Пластинка сразу же получила хвалебные отзывы от критиков и поклонников. Пластинку открывает сразу же их большой хит – Bitter Sweet Symphony. Отличительная черта этой песни – красивая и текучая симфоническая аранжировка. Это симфония им еще обернется горечью. На эту песню был снят необычный клип, в котором Ричард идет по оживленной улице города, никуда не сворачивая и параллельно расталкивая плечами навстречу идущих ему людей – девушек, мужчин, женщин.. Идущий стремительно вперед Ричард Эшкрофт на звуки своей симфонии – лучшая метафора его самого и его группы. В конце клипа к нему присоединяются остальные члены команды. Существует и альтернативная версия клипа, где Ричард встречает каких-то мужчин, которые бьют его и дальше фронтмен идет по улице с разбитым лицом.

Что касается в целом альбома, то тут есть такие красивые акустические баллады, как Sonnet и The Drugs Don’t Work. Песня The Rolling People – мощный психоделичный номер с отсылкой к песне The Four Horsemen культовой греческой прогрессив-группы Aphrodite's Child, играющей на рубеже 60-70 гг. В целом, это было серьезное заявление от целеустремленных молодых людей, решивших не сворачивать со своего пути, даже если придется получить по лицу.

Ну а теперь вернемся к песне с альбома Bitter Sweet Symphony. Как это порой бывает успех всегда омрачается неприятными моментами. Это неприятный момент у группы The Verve был связан с судебным разбирательством, касающимся использования чужого интеллектуального труда. При чем тут, собственно, группа The Rolling Stones. Когда-то давно, в 1964 году «роллинги» выпустили песню The Last Time – одну из первых песен, которую написали сами Мик Джаггер и Кит Ричардс. Затем оркестр под управлением Эндрю Олдэма записал свою версию этой песни в симфонической обработке. Собственно, короткий фрагмент из этой симфонии и был использован в песне The Verve Bitter Sweet Simphony. А те, кто знают историю группы The Rolling Stones, в курсе, что правами на песни группы, написанные до 1970 года, принадлежат Аллену Кляйну – хитроумному и очень алчному менеджеру, который мог сделать деньги буквально из воздуха. Когда альбом вышел у группы The Verve, то сразу же возникли обвинения группы в том, что они заимствовали кусок из того старого трека дольше положенных 6 секунд. Кляйн через свою компанию и свои связи начал судебную тяжбу с Ричардом и его группой, по итогу которой в авторстве данной композиции теперь рядом с фамилией «Эшкрофт» стояли еще фамилии «Джаггер-Ричардс». Ладно бы только это, но ведь еще вдобавок Ричард эшкрофт не получал ни копейки от этого сингла вплоть до 2019 года. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что Ричард был главным автором песни – текст был его, то есть оригинальным. Лишь эта «горестно-сладкая» симфония испортило триумф группы тогда, в 1997 году. Самому Ричарду это, мягко говоря, не нравилось, что у него отбирают его же песню, если можно так выразиться. Надо ли говорить, что Джаггера и Ричардса поклонники группы The Verve считали тогда «алчными стариками», не дающими дорогу молодым музыкантам. Хотя сами «роллинги» были не при чем. Это мир музыки, где, помимо музыки, крутятся продюсеры и менеджеры, готовые в любой момент отбить у другого последний кусок.

Ричард Эшкрофт
Ричард Эшкрофт

Но как бы то ни было, эта песня стала настоящим гимном своего поколения, ее включали в списки «самых лучших песен Брит-попа» и т.д. Группа проводила туры, давала концерты, но в начале 2000-х Эшкрофт неожиданно и снова распускает коллектив. Соберется он спустя несколько лет для записи четвертого альбома Forth. Это был первый релиз группы за 11 лет. И это третий этап. На этом альбоме также есть, что послушать. Например, песня Love is Noise, где уже зрелый Ричард осмысливает себя в прошлом и в целом свой путь.

Надо сказать, что Ричард всегда был и остается серьезным парнем, отражающим свою философию в своих песнях. Он полон рефлексии и всегда отдает себе отчет в том, где его место в этой жизни. Он продолжает дружбу с Лиамом Галлахером и говорит, что их с Лиамом объединяет то, что на их концертах они - музыканты и поклонники – это одна целая армия. Его имя стало частью той славной эпохи Брит-поп. Все новые и новые музыканты обращаются к творческому наследию его группы. Его «симфония» будет еще долго жить.