Найти тему

История из практики. Молодая учитель биологии

В последнее время мы в группе мало касались вопросов, связанных с мотивацией, с умением учиться и другими темами психологии обучения.

Однако, это всё очень важно. Почти на любом сборе преподавателей так или иначе возникают вопросы той же мотивации.

Чтобы как-то начать разговор на эти темы, давайте сначала обсудим реальную историю, произошедшую в одной из школ.

История довольно типичная, поэтому я уверен, что вы сами сможете привести схожие примеры.

Итак.

В одной небольшой региональной школе появилась молодая учительница биологии.

Несмотря на возраст, она действительно была хорошим преподавателем.

У неё были просто невероятно интересные уроки.

Со своими учениками она постоянно организовывала различные поездки и экскурсии.

Каждое её занятие было настоящим шоу. Её артистическая манера преподавания заражала энтузиазмом всех присутствующих.

Ученики были буквально влюблены в неё и в предмет, который она преподавала.

Многие даже в школу ходили только из-за её уроков.

Само собой, дело не ограничивалось эмоциональным вовлечением школьников. Она отлично знала предмет и методику его преподавания. Большинство учеников в её классе (она была ещё и классным руководителем) выбрали биологию в качестве экзамена для поступления в вуз.

Результаты её подопечных были высокими, почти все поступили в вузы на биологические и медицинские специальности.

А дальше произошло следующее.

Уже став студентами, на первом и втором курсе её ученики посмотрели на себя, посмотрели вокруг и как-то массово начали понимать, что им оказывается не интересна ни биология, ни медицина.

Вся красота этих наук, всё их наполнение и прикладная ценность были для них связаны только с их любимой учительницей.

Их учёба, которая раньше всегда эмоционально подкреплялась извне, теперь испытывала настоящие трудности.

Кто-то сам ушёл через год после учёбы в вузе, кого-то в скором времени выгнали, кто-то кое как со скрипом закончил обучение и не стал работать по специальности.

А кто-то дотерпел до конца, стал врачом и теперь ненавидит себя и свою работу.

Хотя не у всех дальнейшая судьба сложилась именно так.

Были в её классе три ученицы, которые не были в каком-то особенном восторге от неё.

Двум из них в принципе не интересна была учёба, тем более биология. Поэтому про них и нечего рассуждать.

А вот третья девочка довольно необычна.

Она уже изначально была увлечена биологией с самого первого класса.

С родителями они собирали сначала каких-то мушек-жучков-паучков в коробочки.

Затем девочка заинтересовалась ботаникой и в пятом классе даже выступила на областной конференции юных учёных.
Так с помощью родителей смогла собрать гербарий из растений, которые росли вокруг железнодорожной станции, классифицировать их и даже открыла новый вид.

Потом, смеясь, она мне описывала, как во время сбора необходимых растений, их врасплох застал жуткий ливень. Это реальная трудность, которая могла просто её демотивировать, но она до сих пор даже с каким-то восторгом про это рассказывает.

Так вот с учительницей биологии у неё были довольно прохладные отношения.

Конечно, девочка хорошо занималась на уроках, иногда просила у учительницы какие-то дополнительные материалы, но во всяких биолого-увеселительных мероприятиях почти не участвовала.

Экзамены она сдала выше среднего по сравнению с остальным классом, но не блестяще.

Поступила на биофак МГУ. Возможно, этому как-то способствовала её школьная научная деятельность.

Так вот она, в отличие от своих одноклассников, продолжила спокойно учиться в вузе, даже несмотря на разные трудности обучения. Сейчас учится в аспирантуре, параллельно работает в какой-то лаборатории.

И кажется, вполне счастлива.