Алексей Садов арендовал свои первые 3 гектара земли ещё в 2011 году. До этого он несколько лет занимался поставками свежей зелени в сетевые магазины, но в 2010-м цены на продукцию подскочили и его компания начала нести серьёзные убытки. Тогда он решил арендовать землю у соседнего колхоза, чтобы начать выращивать укроп.
«Я как раз живу в пригороде, недалеко от Гатчины. Кругом поля, колхозы. Идея начать собственное хозяйство пришла сама собой. Казалось, что это совсем не сложно. Я посеял укроп на 3 гектарах, и всё пошло как по маслу — видимо, новичкам везёт. В первый год всё было отлично, идеальная погода и богатый урожай», — вспоминает Алексей Садов.
Ему повезло: колхоз был лоялен к новым арендаторам, поэтому оказывал молодой ферме услуги аренды нужной техники. Оборудование — самая затратная часть в сельском хозяйстве.
Однако во время следующего посевного сезона что-то пошло не так. Какие-то участки «заболели», где-то урожай не вырос. В следующем году история частично повторилась, и Алексей потерял большой объём продукции. После пары неудачных посевных кампаний он понял, что ему не хватает теоретических знаний, и решил поступить в Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Пока Алексей учился, он продолжал заниматься фасовкой зелени в торговые сети и выращивать укроп, петрушку и морковь — это родственные растения, для их посева используются одинаковые технологии. Ситуация изменилась в 2016 году. Тогда многие сетевые магазины обанкротились, из города ушёл ТД «Интерторг». Стало понятно, что нужно скорее придумывать что-то новое.
Привлекательная экзотика
К 2017 году Алексей осознал, что нужен рывок, идея для развития его проекта.
Однажды он заметил, что на рынках хорошо продаются наборы экзотических фруктов. «Я подумал: может быть, сделать наборы, но из зелени и салатов, красиво их оформить в коробки? Мы собрали похожие зелёные наборы и открыли свой интернет-магазин. Это в свою очередь повлекло за собой расширение ассортимента. Укроп, петрушка и морковь — это будничный продукт. Покупателям хотелось руколы, необычных листовых салатов», — рассказывает Алексей Садов.
В 2017–2018 годах бренд «Жили-Растили» заметно увеличил ассортимент вслед за потребительским спросом. На полках его интернет-магазина появилась цветная и брюссельская капуста, брокколини, брокколи, романеско. Сейчас компания выращивает около 100 разных сортов зелени и салата. Продажа необычной свежей продукции спровоцировала появление новых каналов сбыта, и на Алексея начали выходить рестораторы.
Агротуризм: собери сам
«Направление аграрного туризма тоже появилось само собой. Мы развивали социальные сети, общались с подписчиками нашего паблика, собирая обратную связь от потребителей. Однажды в ходе диалога я позвал наших покупателей в гости. Платишь условные 100 рублей, приезжаешь на ферму и участвуешь в сборе продукции. Выяснилось, что горожанам действительно интересно проводить время на ферме, работать руками», — говорит Алексей Садов.
Команда «Жили-Растили» долго думала, как упаковать эту историю интереснее, так родился «день поля». Каждую субботу любой желающий может приехать на ферму и, как в супермаркете, собрать себе свежий овощной набор прямо с грядок. В конце турист приходит на кассу и оплачивает «покупки».
Как отмечает Алексей, 50% от оборота компании — это интернет-продажи и агротуризм. Благодаря «дню поля» туристы приходят в интернет-магазин, становятся постоянными покупателями фермерской продукции, заказывают наборы свежей зелени на дом.
Новые направления бизнеса
«Мы заключили договор с “Азбукой вкуса”. Это стабильный контракт, который приносит постоянную прибыль. Нам важны подобные контракты. Ведь самая главная проблема в агробизнесе — это волатильность рынка. Как пример: в Краснодаре все фермеры внезапно решили вырастить именно брокколи. Её стало так много на рынке, что обвалилось всё даже у нас. В итоге брокколи подешевела в два раза. Таких примеров можно привести уйму, и подобные ситуации сложно как-то регулировать. Именно поэтому нам нужны долгосрочные контракты и договорённости с ретейлом», — объясняет Алексей.
Сейчас «Жили-Растили» взяли курс на развитие ягодных плантаций. Большим спросом пользуется клубника и голубика. Клубника в целом один из самых популярных товаров летом, но «клубничной технологией» довольно сложно овладеть. По расчётам Алексея, она требует около 1 млн рублей вложений — и это только на 1 гектар.
На какую окупаемость могут рассчитывать начинающие фермеры
По словам Алексея Садова, у каждой агрокультуры своя экономика, поэтому назвать общий срок окупаемости для фермерского бизнеса сложно. Если взять хозяйство по выращиванию земляники на 5 гектаров, то на первоначальные затраты уйдёт:
- 5 млн рублей — «посадочные» затраты, укрывной материал;
- 5 млн рублей — система водоподготовки, свет и техника.
Если предположить, что урожайность составит 3 тонны с гектара, то фермер заработает за сезон 6 млн рублей (оптовая цена земляники — примерно 200 рублей). 3 млн рублей убираем: это амортизация и зарплаты сотрудникам.
Итого 3 млн рублей. По расчётам Алексея, такое хозяйство будет окупаться 3–4 года — это при удачном раскладе, в котором нет места граду или внезапным заморозкам.