Я не фанат каких-то жёстких границ в терапии. Эта тема становится предметом обсуждения с клиентом, когда я понимаю, что утрачивается полезный для терапии баланс, когда границы действительно необходимы клиенту и/или мне.
В целом, для достижения оптимального эффекта психотерапии важно, чтобы клиент и психолог уважали границы друг друга.
Психолог - это не машина, а человек, который может эмоционально выгорать, терять мотивацию, работая с клиентом, если клиент не уважает его границ, саботирует прогресс терапии. Саботаж прогресса терапии тоже может проявляться в нарушении границ психолога - в неконструктивной критике, отстаивании нереалистичных ожиданий, нарушениях договорённостей и т.п.
Безусловно, поначалу психолог обращает внимание клиента на эти паттерны, проводится анализ ситуации, предпринимаются шаги по выявлению скрытых причин неудовлетворенности, психолог запрашивает помощь своих коллег для определения более эффективных терапевтических стратегий и интервенций, способных помочь в преодолении сопротивления. Но если отношение клиента не меняется со временем, психолог может счесть оправданным завершение терапевтических отношений для сохранности собственного здоровья, а также во благо клиента, поскольку если альянс не сложился, то вряд ли он принесёт ему пользу - разве что возможность отыгрывать свой непродуктивный сценарий дальше.
Какие существуют границы в контакте "психолог - клиент"?
1. Физические границы.
Под физическими границами понимается уровень дистанции/ близости между психологом и клиентом - расстояние друг от друга при общении, наличие/отсутствие прикосновений, определённость ролей (психолог - это только психолог, а не друг или кто-то ещё, а клиент - это только клиент).
Так же психолог при знакомстве спрашивает у клиента, как можно обращаться к нему, спрашивает о его прошлом опыте терапии, учитывает пожелания и вместе с клиентом определяет правила взаимодействия. Клиент может спросить психолога о его отношении к переписке или созвонам между сессиями, например. Всё это обговаривается или в начале терапии, или в процессе.
2. Эмоциональные границы.
Эти границы отвечают за то, какое количество своей психической энергии мы готовы отдавать другим людям.
Бывает, что психолог нарушает эмоциональные границы клиента тем, что, заполняет время, отведённое на терапию рассказами о своих проблемах, о своей жизни не с целью достигнуть терапевтического эффекта, а пообщаться с кем-то, найти поддержку. Или же психолог давит на клиента, чтобы получить интересующую информацию, навязывает способы решения проблемы.
Со стороны клиента нарушение эмоциональных границ психолога может проявляться в агрессивной неконструктивной критике и даже оскорблениях, требованиях провести сессию в неоговоренное время, звонках без учёта того, может ли психолог сейчас уделить ему время или нет, в задавании неприемлемых, слишком личных вопросов и т.п.
Демотивирует психолога, если в течение длительного времени клиент препятствует прогрессу собственной терапии и лишь использует пространство сессии как контейнер для слива негатива.
Так же обсуждается ограничение на абьюз, суицид, употребление ПАВ.
3. Временные границы.
Устанавливая временные границы, клиент и психолог договариваются о дне и времени встреч, заранее предупреждают о предстоящем отсутствии, обговаривают время оплаты, сроки отправки домашнего задания, продолжительность сессий и прочие временные нюансы.
4. Интеллектуальные границы.
Это вид личных границ подразумевает уважение мнения другого человека, принятие того факта, что каждый имеет право на свою точку зрения, свои жизненные ценности.
5. Материальные границы.
Обозначая материальные границы, психолог и клиент договариваются о сумме оплаты за сессию, условиях изменения этой суммы, следят за выполнением договоренностей. Как правило, психолог не должен принимать от клиента подарки, услуги. Исключением может быть разве что благодарность при завершении терапевтической работы.
Отмечу, что у каждого психолога и клиента представление о границах разное, поэтому важно обсудить все нюансы заранее. Что недопустимо при любых обстоятельствах - разные виды насилия с той и с другой стороны: вербальное, психологическое, физическое, сексуальное (в том числе сексуальные домогательства), эксплуатация.
В книге "Схема-терапия пограничного расстройства личности" авторы пишут, что терапевт, который выполняет функцию замещающего родителя, обязательно позаботится о том, чтобы своевременно обозначить чёткие границы. При непосредственной угрозе клиенту, психологу или кому-то другому, психолог должен немедленно остановить клиента. Если ситуация разворачивается не остро, ограничения вводятся пошагово:
1. Разъясняется соответствующее правило с использованием мотивации.
Если клиент повторно нарушает правило:
2. Повторно разъясняется правило, психолог в мягкой форме говорит о своих чувствах на этот счёт.
Если правило нарушается повторно:
3. Психолог говорит то же, что и прежде и объявляет последствие неисполнения клиентом правила. Если клиент повторно нарушает правило:
4. Применяет санкцию.
При повторном нарушении:
5. То же, что и выше, только объявляется более серьёзное последствие.
При повторном нарушении:
6. Применение более серьёзного последствия.
При повторном нарушении:
7. Объявляется временный перерыв в терапии, чтобы клиент мог обдумать своё поведение.
При повторном нарушении:
8. Применяется временный перерыв, чтобы клиент подумал, хочет ли он продолжения терапии при данном ограничении.
При повторном нарушении:
9. Объявляется о завершении терапии и, если изменений нет, терапия завершается.
В большинстве случаев, эмпатической конфронтации, обсуждения достаточно для изменения деструктивного поведения клиента.
Как пишут авторы, психолог, своевременно не обозначивший границы может впоследствии дистанцироваться от клиента, в тайне обвинять его, или же клиент может рассматриваться как друг, вследствие чего психолог будет стараться не фрустрировать его неудобными вопросами, интервенциями, а у клиента, соответственно, не сформируется терпимость к фрустрации и не будет ожидаемого эффекта.
Постановка границ может как улучшить терапевтические отношения, так и привести к противоборству. Есть клиенты, которые при чётких границах чувствуют себя безопасно, а есть клиенты, которые могут чувствовать себя в терапии хорошо только тогда, когда нарушают границы терапевта, и решение в данном случае остаётся за терапевтом, исходя из того, насколько ему в этом комфортно и безопасно.
Психотерапия эффективна, когда между клиентом и терапевтом установился хороший, доверительный альянс. Если этого не происходит, то дальнейшее взаимодействие, на мой взгляд, не имеет смысла. Возможно, и до санкций не нужно дотягивать?
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ ДПДГ Схематерапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru