Я совсем запутался, и одну неделю я читаю новости от Минпросвещения РФ, что всё в порядке и проблема с кадрами точечная. С другой стороны, согласно мониторингу Народного фронта и Общероссийского профсоюза образования, проблема никуда не делась. Если посмотреть объективно, то, конечно, молодые специалисты нужны и выпускников педагогических вузов более, чем недостаточно.
Готовимся к географии
Вчера, пока моя дочь готовилась к контрольной по географии, где ей нужно было знать расположение всех регионов и названия областных центров, я решил проверить на одном из крупнейших сайтов по поиску работы, сколько учителей физики требуется на 10 октября 2023 года.
Итоги получились следующие:
- Краснодарский край – 41 вакансии,
- Самарская область – 38,
- Санкт-Петербург – 58,
- Новосибирская область – 25,
- Калининградская область – 10 и так далее.
Если проанализировать все крупные ресурсы по поиску работы, то больше всего учителей математики и физики не хватает в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге и Тюмени. И если Москва оказалась в этом списке со своими зарплатами и условиями труда, то что остаётся говорить о других регионах.
Кадровый резерв выпускников
В Минпросвещения «Известиям» сообщили, что число поданных заявлений в государственные педвузы в 2023 году было на треть больше, чем в прошлом, и заверили, что кадровый резерв из перспективных выпускников позволяет закрывать вакансии. Но эксперты отмечают, что таких выпускников переманивают к себе частные образовательные платформы, потому что в большинстве школ России маленькая зарплата и большая нагрузка.
Физики — не лирики
«Народный фронт» провёл собственный опрос директоров школ и выяснил, что в среднем около 40% школ имеют открытые вакансии. Всё это сказывается на подготовке будущих инженеров.
«Высококвалифицированные инженеры крайне необходимы российской экономике, и поддержка их подготовки — важная государственная задача, — заявил эксперт Дмитрий Цвич. «Наши исследования пока показывают, что в ближайшем будущем замещать уходящих на пенсию специалистов будет просто некем, нужны срочные меры по увеличению числа учителей математики и физики».
Идея с неспециалистами
Провалилась идея приглашать на работу в школу неспециалистов, имею в виду высококвалифицированных инженеров и программистов без педагогического образования. Но из-за бесконечных требований, ограничений, отсутствия оборудования, такие специалисты выбирают другие места работы: кто-то уходит в частные школы, другие – становятся репетиторами.
Минпросвещения снова за своё
Корреспонденты «Известий» выяснили, что, по данным министерства, все вакансии можно будет закрыть постепенно. В пресс-службе ведомства указали, что в педагогические вузы, подведомственные Минпросвещения, подано 385 тыс. заявлений от абитуриентов — это на 33% больше показателя прошлого года. В этом году из государственных педагогических вузов выпустилось 46 тыс. студентов. Как отметили в ведомстве, уровень трудоустройства выпускников в 2022 году составил 79%.
Тогда почему так много вакансий в школах?
Как удержать молодых специалистов
Самый простой способ – это, конечно же, поднять зарплату. «Многим не от хорошей жизни приходится работать на полторы и даже на две ставки, — отметил зампред Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. «Без дополнительных решений по улучшению материального стимулирования тенденцию в отношении нехватки учителей поменять будет сложно».
Ко Дню учителя депутат Госдумы Яна Лантратова направила главе правительства Михаилу Мишустину две инициативы, которые, по её мнению, должны привлечь выпускников в школы и удержать в них педработников. Она предлагает существенно доплачивать учителям за педагогический стаж и категорию. Но как вы думаете, что скажут члены правительства на это?
И если заглянуть в прогнозы, например, от центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, то к 2029 году в школах будут работать не более 6% учителей моложе 30 лет. И здесь меня радует только одно, что моя дочь, которая сегодня сдала контрольную по географии на «5», успеет доучиться в школе с хорошим педсоставом.
Пишите в комментариях, есть ли в вашей школе или городе нехватка учителей и по каким предметам.