С таким вопросом пришла ко мне семья Оли и Андрея *.
Муж и жена на консультации очень душевно, с любовью, но с большой тревогой рассказывали о своём сыне, 7-милетнем Пете, первокласснике. Мальчику сложно сидеть на месте весь урок, он может встать и ходить по классу, говорить что-то обидное учителю, часто отказывается выполнять общие для всех требования. То есть правила не соблюдает и учителя не уважает. А должен соблюдать и уважать…
Учитель и администрация школы часто жалуются родителям на непослушного Петю, планируют вызвать родителей на специальную беседу.
Во время сессии родители производят на меня впечатления вполне социально-благополучной семьи, друг к другу проявляют на сессии благосклонность. Оля и Андрей очень правильные родители, они изо всех сил стараются воспитать ребёнка культурным, «адекватным», с «нормальным» поведением… А ребёнок постоянно что-то «выкаблучивает». Не справляется он с заданной правильностью и уходит в противоположную крайность. И родителям, порой, очень неловко, за такое его поведение. А школа… быстро делает их виноватыми и снимает с себя ответственность.
Думаю, такая проблема актуальна для многих родителей школьников, да и родителей студентов.
Кратко приведу рекомендации, которые я дала Оле и Андрею по поводу поведения ребёнка в школе:
- Разрешить ребёнку испытывать к учителю те чувства, которые тот у него вызывает.
Поясняю:
-Вы сами вполне можете недолюбливать своего начальника, например, считать его глупым или ленивым, другими словами - не уважать. Дома друг с другом вы это можете обсудить. Почему же ребёнок лишён такой естественной возможности?
Учительница не смогла установить с ним контакт (а у неё между прочим есть для этого соответствующее образование и опыт работы), возможно у неё это получится позже, ведь дети отучились только месяц. Но пока пусть Петя расскажет дома о том, как он на неё злится, чем недоволен.
Хождение по классу и непокорность может быть вызвана невозможностью долго оставаться в одной задаче, а далее, как следствие, злостью в адрес учителя. Ведь тот не помогает ему справиться, а ругает. Как ребёнок проживает злость? Называет учительницу в лицо «Училка» и не слушается.
Поэтому очень эффективным будет разрешить эту злость ребёнку проживать дома, а в школе не стараться «уважать», а просто вести себя прилично.
То есть постепенно Петя во время урока сможет прийти к мысли:
- Плохая училка, как она бесит! Расскажу дома об этом маме! Но я мальчик воспитанный и сейчас буду вести себя спокойно. А дома мама меня поймёт и будет на моей стороне.
Если таким образом снизится градус раздражения к учителю, а также при желании учителя найти контакт с ребёнком, их отношения постепенно наладятся.
Как ещё выявить истинные чувства ребёнка и помочь ему их прожить?
- Поиграть с ребёнком в ролевые игры с игрушками. Петя любит Лего, играет в станцию и железную дорогу. Я предложила сыграть маме с Петей в школу железнодорожников, одну фигурку Лего назначить учителем, других – учениками. Посмотреть, как Петя через фигурки будет проявлять отношение к учителю и к другим ученикам.
И ещё одна рекомендация:
- Постепенно родителям учиться самим и учить ребёнка понимать свои чувства, не блокировать их, а вместе проживать в социально приемлемой форме. В этом поможет, например, настольная игра Семейка Гномс.
Об этом я писала в одной из прошлых публикаций:
Как научить ребёнка понимать себя и свои чувства. Семейка Гномс
Ещё один важный момент:
- С учителем и другими должностными лицами родителям лучше вести разговор не из позиции виноватых и неумелых родителей, а на партнёрских началах, будучи открытыми к их советам и рекомендациям, ожидая помощи от данных профессионалов, а не порицания всего семейства.
На следующей сессии мы разберём с Олей и Андреем первые результаты таких игровых практик, обсудим их наблюдения и будем дальше корректировать поведение Пети в бережной для него форме.
__________
*Имена и детали изменены, согласие на публикацию получено.
Разобраться в подобных и других психологических вопросах мы с вами можем на личной консультации очно или онлайн. Запись здесь в лс или WhatsApp: +79166944228
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru