Найти в Дзене
Joe ȞupAhudaŋ-chIŋksH Ryley

Общественная организация индейцев виннебаго... (Пол Рэдин), часть вторая

Общественная организация ВиннебАго.
Взаимосвязь между современным и предшествующими типами
общественной организации ВиннебАго

Общественная организация ВиннебАго сама по себе давно разрушилась, однако ее детали все еще настолько хорошо хранятся в умах людей старших поколений и, еще лучше - в литературе о племени, что ее реконструкция не представляет никаких трудностей. Однако, реконструкция не позволяет нам определить соотношение кланового и бинарного деления с распределением племени по обширной территории, которую оно некогда занимало в пределах территории современного штата ВискОнсин. Крайне сомнительно, что порядка четырех тысяч человек, составлявшие племя на момент появления белых людей, жили все вместе. И сама природа лесов Висконсина, и достаточно обширная территория, разбросанными по которой ВиннебАго находили уже вскоре после первого визита к ним Николетта (Примечание переводчега: Жан Николетт, сподвижник С. Шамплейна, 1634 г., первая экспедиция французов в земли к западу от оз. Мичиган), это факты, которые практически исключают такую вероятность. Миф, повествующий о деревне, которая некогда была настолько протяженной, что те, кто жил на одном ее конце, не знали новостей о том, что происходило на другом, содержит слишком много признаков художественного творчества для того, чтобы посчитать оправданным его использование в качестве исторического свидетельства (Примечание переводчега: либо относится еще к доколониальным временам, что, имхо, несколько вероятней). Выяснение подробностей группировки в нескольких поселениях является достаточно важной задачей, так как, произвольное нарезание устоявшейся родо-племенной организации на более мелкие и, вероятно, более свободные в этом плане сообщества, типа бродячих или оседлых соседских общин, могло привести в восприятии людей к взаимному противопоставлению таких общин друг другу (Примечание переводчега: На всякий случай процитирую оригинал, итоговый текст моего перевода здесь далековато от буквального ушел: The question of village groups is of considerable importance, because there may have been, cutting across the gentle organization, another smaller, perhaps looser social unit, that of "band" or village setting off (to the minds of the people) one group against another). Систематический опрос позволил получить от разных людей информацию, подтверждаемую историческими письменными источниками, из которой следует, что такие поселения обычно были известны по географическим особенностям их мест расположения, либо по местам обитания определенных животных. Даже в настоящее время группы, разбосанные по резервации ВиннебАго в шт. Небраска, обычно известны под подобными названиями. Там мы, например, находим такие наименования как (Примечание переводчега: все гласные с закорючкой внизу и Н "с хоботом" - носовые (все обозначены "Н"), на всех кроме Н "с хоботом" - назализация минимальная - по сути можно просто произносить в нос назализируемый гласный): kozo-atcira (кОзоатчИра) - "те кто живет на полуострове", k'ųhąt'tcira (къУНхантчИра) - "те кто живет под" (подразумевается - "под деревьями строевого леса"), niwą'hatcira (ниуАНхатчИра) - "те кто живет возле грязной воды", hųtcxedegominaŋgera (хУнЧХэдэгОминаНжъЕра) "те кто живет там, где обосновался большой медведь" и т.д. И если сказанное позволяет нам предположить, что в данном случае все еще имеет место традиционный способ наименования, то вполне уместно будет задаться вопросом: - имело ли название поселения какое-либо влияние на общественную организацию, и существуют ли хотя бы малейшие признаки генетического родства между данными двумя типами названия группы. Единственными возможными намеками на такое родство являются лишь немногочисленные факты вроде того, что община hokik'aradjera (хокикъАражъера) раньше называлась honi, что архаичное название клана Волка, regoni or degoni может означать "община Озера", и то, что вообще все поселения имели названия, связанные с географией. И все это вместе взятое, как я понимаю, не является достаточно убедительным набором доказательств. Пока еще не имела места удовлетворительная демонстрация свидетельств того, что клановая организация когда-либо ассоциировалась с исторически простейшими общественными структурами, в то время как целый ряд серьезных причин ведет нас к подозрению, что ей во всех случаях предшествовали иные способы организации. В Северной Америке существует значительное количество свидетельств, склоняющих к тому, что организация в группы, связанные общим поселением, часто предшествовала клановой и, по этой причине, факты, которые я привел выше, могут быть гораздо более значимыми. На то, что когда-то существовала система клановых названий, отличных от тех, что используются в наше время, проливают свет и архаические названия кланов Медведя и Волка. То, что другая система успешно конкурировала с анималистическими типами названий, очевидно и из исчезновения кланового названия Ястреб и его замещения названием "Воин"; из сложившегося обычая именовать кланы Грома и Медведя кланами соответственно Вождей и Солдат. И особенно важен тот факт, что все эти три новых наименования отражают одинаковость произошедших изменений, - замещение анималистических названий с их отсылками к происхождению от предка-животного или взаимосвязи с ним, на названия, указывающие на функции клана. Если бы ассоциации структурной единицы общественного устройства с общим для ее членов мифическим предком - животным предшествовала ассоциация с географическим местоположением, мы могли бы продемонстрировать столько редкую в современной этнологии историческую преемственность типов наименования. Это, в свою очередь, поставило бы перед нами законный историко-психологический вопрос: - существует ли какая-нибудь обязательная генетическая взаимосвязь между этими тремя исторически существовавшими типами наименования, и следует ли рассматривать последовательную смену типов наименования как отражение существенных изменений в общественной организации.

Наименования бинарных подразделений
и их религиозно-мифологическая интерпретация

ВиннебАго разделены на два подразделения, одно из которых известно как waŋgeregi herera (уАнгерегхи хЕрера), "те-кто-находятся-вверху", а другое - как mąŋegi herera (мАнэгхи хЕрера), "те-кто-находятся-на-земле". Происхождение у них учитывалось по линии отца. Однако эти наименования подразумевают животных, в честь которых кланам давались имена, где термин waŋgeregi объединяет птиц, а термин mąŋegi - наземных и водных животных. И идея классификации разных типов животных таким образом стала настолько сильно ассоциироваться с двумя подразделениями племени, что, как ранее уже упоминалось, если бы у ВиннебАго образовался новый клан, его отнесение к одному из двух бинарных подразделений зависело бы исключительно от природы ассоциируемого с ним животного. Так как похожие основания управляют группировкой кланов среди некоторых из Центрально-Алгонкинских племен, не будет лишним сказать несколько слов об этом типе ассоциации. Разделение представителей фауны на четко обособленные категории является распространенным феноменом в культурах коренных народов Северной Америки. У ВиннебАго, ряд других сиуязычных, а также центрально-алгонкинских племен принято делить животных на пять классов: наземные животные, небесные (Примечание переводчега: в физическом смысле, летающие) животные, эмпирейные (Примечание переводчега: небесные в эзотерическом смысле) животные, водные животные, подводные животные. Так, Птица Грома у у ВиннебАго принадлежит эмпиреям, орел, ястреб и голубь - небу, медведь и волк - земле, рыбы - воде, Водяной Дух -подводному миру. Несомненно, их религиозно-мифологическая концепция, до известной степени, подвергалась заботливой доработке силами шаманов, особенно лидеров таких церемоний как Зимний пир, Клановый пир и Клановое бодрствование, а также тех, кто являлся Храненителями мифов о происхождении клана.

Образы Птицы Грома, орла, медведя и Водяного Духа и как клановых животных и как животных, связанных с традиционной классификацией фауны, взаимосвязаны с общим традиционным представлением о животных как таковом. Орел и Ястреб это хищные птицы, Птица Грома - божество, дарующее долголетие и ассоциируемое с поддержанием мира, хотя его взаимосвязь с войной также очевидна и обыденна. Аналогично, медведю приписывается "солдатская" натура, а Водяной Дух неразрывно связан с обрядами, связанными с переправой через реки, умиротворением неспокойного моря и владением связанным с водой имуществом. Данные асоциации бесспорно указывают на наличие влияния, которое оказывает религио-мифологическая концепция животного на подразделение общества, с которым оно ассоциируется. И то, насколько далеко оно может распространяться, наглядно демонстрируют своими традициями наименования и группового поведения вышеназванные бинарные подразделения ВиннебАго, waŋgeregi и mąŋegi. С другой стороны, у нас возникает законный вопрос: какое влияние оказали бинарные подразделения на формирование аттрибутов этих животных и на поведение групп, с которыми их название ассоциировалось? (Примечание переводчега: в смысле аттрибутов церемониально-мифологического образа этих животных и церемониального поведения подразделений племени, ассоциирующих себя с соответствующими животными). Воинские функции могли предопределить ассоциацию с "воинскими" чертами образов орла и ястреба, которые, конечно, несколько преувеличивались, но, например, доступную пониманию причину, по которой Птица Грома ассоциировалась с миром, - не найти. Исходя из нашего знания общественного устройства других Сиуязычных племен, политическая функциональность кланов является характерной чертой их организации и, с учетом этого, склонность к ассоциированию аттрибутов мира и войны с животными может быть как приписана влиянию подразделения общества на структурные единицы, так и наоборот (Примечание переводчега: то есть, если я правильно понял, - по мнению автора, теоретически, уже разделенное на бинарные подразделения и кланы общество могло присвоить своим структурным единицам анималистические символы и особенности связанного с ними церемониально-аттрибутивного комплекса, и наоборот, сложившиеся представления о классификации животных могли подсказать принципы организации общественных структур). Хотя, в отношении таких общественных функций, как экзогамия бинарных подразделений или кланов, либо погребальных обрядовых отношений между подразделениями waŋgeregi и mąŋegi, нам, конечно, известно, что рассматриваемые нами характеристики животных никак на них не влияют. И это приводит нас к осознанию того, что мы имеем дело с обоюдным влиянием друг на друга между религио-мифологическим восприятием животных - с одной стороны, и политических функций структурных единиц общественного устройства - с другой. В ряде случаев, например таком, как специфические ассоциации, связанные с Водяным Духом, вероятно, что преобладала именно религио-мифологическая концепция животного. Ассоциированность Птицы Грома с огнем так же возникла не благодаря какой-либо деятельности структурной единицы общественного устройства, и можно привести еще немало подобных примеров. В связи с чем факт, что сначала с животными устанавливается множество ассоциаций, и лишь затем они начинают ассоциироваться со структурными единицами общественной организации, имеет фундаментальное значение. С этой точки зрения, анималистические наименования единиц общественной организации являются привнесенными элементами, и, следовательно, мы ожидаем найти исторические подтверждения тому, что такое привнесение имело место. И оно, как мы полагаем, действительно произошло в рассматриваемом здесь случае. Анималистическое название группы, с учетом его религио-мифологической концепции, это исключительно сильный фактор единения, даже в сравнении с единением политического характера, что приводит к их встречному взаимовлиянию. При этом, хотя религио-мифологическое и должно быть заметным, оно, кажется, ничего не изменило ни в брачных либо еще каких-нибудь функциях бинарных подразделений, ни в политических функцих кланов. Однако оно изменило, причем фундаментально, саму интерпретацию общественной организации.

Функции бинарных подразделений.

Кажется, что единственной функцией, которую выполняли бинарные подразделения waŋgeregi и mąŋegi, являлось регулирование брачных отношений. Мужчины из waŋgeregi должны были выбирать себе жен из mąŋegi и наоборот. Второй, и последней, функцией, исполняемой этими подразделениями, по данным ряда информаторов, было взаимное погребение. Здесь религио-мифологическая интерпретация, кажется, отчасти предопределила данные отношения, так как мужчины mąŋegi хоронили мужчин waŋgeregi потому, что именно им, как "подразделению земли", и надлежало предавать тела земле. Однако, полноценность этой функции сомнительна, так как в старые времена погребение в землю и было характерно только для mąŋegi, в то время как кланы подразделения waŋgeregi погребали своих людей на помостах. При этом, погребальные отношения были одной из многочисленных взаимных функций "дружественных кланов", и если когда-то она были установлена между waŋgeregi и mąŋegi, то скорей вследствие факта наличия отношений "дружбы", существовавших между двумя кланами, принадлежавшими к разным подразделениям. Однако, согласно одному из мифов, четыре клана waŋgeregi попарно "дружили" с четырьмя кланами mąŋegi. В результате сложилась так, что можно сказать, что практически mąŋegi хоронят waŋgeregi.

[Перевод пояснений к иллюстрации]:                                                                                                 Изображение 1: A, Сторона Mąŋegi; B, Сторона Waŋgeregi.                                                                                                                                                                                                                                                1. Палата клана Медведя; 2, Палата клана Птицы Грома;                                                                       3, Палата клана Воинов; 4, Палата клана Бизона.
[Перевод пояснений к иллюстрации]: Изображение 1: A, Сторона Mąŋegi; B, Сторона Waŋgeregi. 1. Палата клана Медведя; 2, Палата клана Птицы Грома; 3, Палата клана Воинов; 4, Палата клана Бизона.

До сих пор мы говорили только об общественно-политических функциях. Бинарные подразделения, однако, играют роль в обеспечении взаимосвязи
в целом ряде и общественных и церемониальных процессов: во-первых - в организации поселения, во вторых - в распределении задач среди кланов в отношении ведения войны, в-третьих - как основа организации крупных пиров и празднований (
Примечание переводчега: "as the basis of organization at the "chief" feast...", - здесь не уверен пока, что до точности понимаю о чем речь, поэтому максимально обобщенный условный перевод сделал), и, наконец, как основа организации церемониальной игры лакросс. Согласно свидетельствам большинства людей старшего поколения, во времена, когда старая общественная организация ВиннебАго еще действовала, каждое поселение было разделено на две половины воображаемой чертой, ориентированной с юго-востока на северо-запад,относительно которой в одной половине жили кланы waŋgeregi, с палатой клана Лидеров на юге лагерного круга, а в другой половине - кланы mąŋegi, с палатой клана Медведя, он же Солдат, на севере (смотри изображение 1).
(Примечание переводчега: Lodge сознательно перевожу как Палата, а не палатка, типи, вигвам, дом и тд. Применительно к историческим реалиям ВиннебАго до перехода на технологии строительства, заимствованные у западной цивилизации в лице белых американцев, речь всегда идет о хижине из жердей либо толстых жердей, которые можно посчитать столбами, крытой корой или плетеными тростниковыми матами. Однако в контексте излагаемого речь идет о хижинах, имеющих клановое значение, фактически офисах общественных учреждений и официальных лиц, какими бы примитивными они не были. В современных реалиях цивилизации обшарпанность занимаемой халупы тоже никак не мешает официальному учреждению иметь наименование с наличием в титуле слов типа палата, центр, отдел, участок, магистратура и тд)))
И хотя представления об организации традиционного поселения на сегодня стали почти легендами, многие представители старейших из опрошенных поколений подтверждают эту информацию. Правда, до какой степени этим принципам организации соответствовало каждое конкретное поселение, уже не выяснить. Когда этот вопрос задавался людям, ответ всегда был положительным.

[Перевод пояснений к иллюстрации]:                                                                                                 Изображение 2: 1, Палата клана Медведя; 2, Палата клана Птицы Грома.
[Перевод пояснений к иллюстрации]: Изображение 2: 1, Палата клана Медведя; 2, Палата клана Птицы Грома.

Однако, немалое число пожилых людей категорически отрицало, что организация поселения была именно такой, как описано выше, в свою очередь настаивая на том, что палатки кланов Лидеров и Солдат (Медведя) находились а центре поселения (смотри Изображение 2). Правда, обращая внимание на клановую принадлежность информаторов, мы заметили, что о порядке организации, обозначенном на первой из приведенных схем, всегда говорили представители кланов, названия которых связаны с птицами, а о порядке, обозначенном на второй схеме, - представители клана Медведя и, обычно, других кланов фратрии mąŋegi. И этот факт, естественно, крайне осложняет задачу анализа соотношения между этими двумя схемами. Бесспорными являются факты актуальности бинарных подразделений там, где речь идет о регулировании правил брака, а также четкого разграничения кланов в некоторых поселениях. Бинарное деление также четко проявлялось на тропе войны в порядке разведения костров, так что остается решить следующие вопросы: следует ли доверять утверждениям о том, что бинарное деление проявлялось в порядке организации поселения, и если да, то было ли это чертой, характерной для всего племени, либо только для частей племени. Можно согласиться с тем, что это верно для части племени. Однако, на вопрос, было ли это верно для племени в целом, не представляется возможным однозначно ответить до тех пор, пока мы не узнаем больше о Дхегиа и Чивере. Мы еще затронем этот вопрос в следующем ниже рассуждении о кланах. Относительно порядка разведения костров во время военных походов бинарное деление выражалось в том, что каждое бинарное подразделение раскладывало два кострища, расположение которых определялось направлением, в котором шел отряд воинов. Например, если они шли на запад, два кострища для waŋgeregi разжигались на южной, а два для mąŋegi - на северной стороне (Примечание переводчега: речь о сторонах походного лагеря, как я понимаю). С другой стороны, относительно племенных перемещений либо охоты указания на то, что бинарные подразделения как-либо обособлялись, отсутствуют. В качестве основы церемониальной организации мы находим признаки актуальности бинарного деления лишь в одном случае, - в церемонии пиршества Лидеров, huŋk'wohą (ХУнКуОхан), но, так как этот праздник по своей сути во всех своих проявлениях является праздником, организуемым именно "птичьими" кланами, то в этом нет ничего удивительного. Само название, huŋk'wohą, по смыслу, кажется указывающим на то, что мы имеем дело с пиршеством клана Птицы Грома и, вполне возможно, что исторически это так и было, В настоящее время, однако, слово "huŋk" часто используется как название всего подразделения "waŋgeregi". Как основа организации игры бинарное деление находит свое выражение в церемониальной игре лакросс. Там waŋgeregi всегда противостоят mąŋegi. С этим порядком организации связан один широко известный миф, согласно которому, животные - предки waŋgeregi и mąŋegi некогда разрешали вопрос, кто из них главней, играя друг против друга именно в таком порядке. Тогда победили waŋgeregi, и именно по этой причине вожди племени всегда выбирались из этого подразделения. Деление племени на две половины во время церемониальной игры в лакросс характерно не только для ВиннебАго, но и для Омаха, МенОмини, САук, Фокс и других племен. У первых двух из упомянутых эти половины соответствуют их собственным бинарным подразделениям, однако у двух последних, не имеющих таких подразделений, племя, кажется, делится на две половины только по этому поводу, хотя мы знаем, что это не единственный повод, по которому эти племена так поступают. До этого момента мы рассматривали бинарные подразделения в качестве структурных единиц обшественного устройства как таковых, но теперь, перед тем как перейти к обсуждению кланов, будет уместно вспомнить о том, что о waŋgeregi иногда говорят как о Птичьем клане (waneŋk' hokik'aradjera, уАнЕНк ХокиКъАражъЕра), и что четыре клана, составляющие эту половину племени, настолько тесно взаимосвязанны, а их мифы о происхождении настолько схожи, причем один из них даже прямо заявляет, что три других птичьих клана это просто потомки трех более молодых (Примечание переводчега: в смысле более молодых, чем Птица Грома-прародительница клана Птицы Грома) предков- Птиц Грома, что заключение о том, что эти четыре клана представляют собой ни что иное, как нЕкогда один клан, который распался на несколько частей, ничем не выходит за пределы области исторической вероятности. Это, однако, не так уж и существенно, так как, если это и был когда-то единый Птичий клан, противостоящий восьми кланам Животных, суть меняется слабо, так как сводится не к противостоянию клана либо кланов другим кланам, а к простому противопоставлению одной крупнейшей структурной единицы другой аналогичной единице. И численное равенство количества кланов, составляющих каждую из этих структурных единиц, несмотря на серьезное неравенство кланов в численности составляющих и людей, возможно, является еще одним подтверждением фундаментального характера бинарной системы подразделений....

Продолжение следует ... половина перевода уложилась в две статьи, оставшуюся тоже в двух отдельных частях опубликую... следующая начинается с главы "Клановая организация":

THE CLAN ORGANIZATION.
There are twelve clans (hokik'aradjera) among the Winnebago.....