Приходя на консультацию, клиент всеми силами желает измениться, но внутри него всегда есть что-то, что мешает этим изменениям – сопротивление. Этот механизм еще изучал и описал Фрейд, говоря о том, что сопротивление выполняет защитную функцию. Оно не возникает просто так, за этим что-то стоит. Сопротивление – это как отыгрывание бессознательных процессов и оно неосознаваемо.
Сопротивление может выражаться по-разному:
- опоздания клиента и отмена встреч
- избегание ответов на вопросы
- избегание выражения своих чувств
- резкое прекращение терапии
- саботаж и конфронтация с психологом
- внезапное «всё наладилось» и, как следствие, прекращение терапии
- психосоматические проявления накануне сессий (недомогание, заболела голова, подвернул ногу и т.п.)
В данном контексте описываю именно сопротивление клиента. Не затрагивая личность и профессионализм психолога. Если клиент попал к неквалифицированному специалисту, то эти реакции обоснованы и закономерны.
Почему же оно возникает?
Причины могут быть разные.
1.Самая банальная: у вас нет контакта с психологом. На самом деле это очень важно. Нет контакта – нет доверия, нет доверия – нет продуктивной работы и здравствуй сопротивление.
2. Психика очень интересная штука. Одна часть хочет изменений, чего-то лучшего для себя, а другая говорит : "Всё ж нормально было! Че началось-то?" И вот та часть, которую всё устраивает – сильнее. Настолько ли мне плохо? Плохо ли мне сейчас так, как хорошо? Данное «плохо» на весах весит меньше, чем существующее «хорошо». А значит нет стимула что-то менять, вас всё устраивает. Это титаническая работа менять себя. Развитие всегда идет через боль. "А оно вам надо?" Нет.
3. Вторичные выгоды. За сопротивлением стоит задача не меняться, потому что это не выгодно. Задайте себе вопрос: чего я лишусь, или с чем столкнусь, если начну меняться? Мы привыкаем к тому, как нас видят окружающие и изменить свое поведение – это значит поменять всю систему взаимодействия, выгоднее оставить всё как есть. Например, чтобы отстаивать свои границы, нужно уметь проявлять агрессию, а вы не хотите быть «плохим» , поэтому агрессию планируете держать при себе. Чтобы заявить о себе, нужно принять тот факт, что ты не всем будешь нравиться и на тебя может обрушиться хейт, сможешь ли ты выдержать эти чувства, готов ли ты с этим столкнуться? Еще пример, иногда выгодно болеть, потому что так клиент получает что-то очень важное (поддержка, внимание, жалость, помощь, возможность отдохнуть и т.д.), отказавшись от болезни клиент теряет эти бонусы.
4. Нежелание сталкиваться с «тяжелыми» чувствами. Чтобы отгородить клиента от болезненных переживаний, психика всячески пытается избежать погружение в травматический опыт. В этот момент клиент не отвечает на вопрос, а говорит о чем-то другом, плавно съезжая с темы.
Психолог, видя сопротивление клиента, как правило, говорит об этом клиенту. То есть возвращает клиенту то, что видит в нем. Выводит из неосознаваемого в осознавание. В этот момент открывается столько материала, клиент очень много о себе узнаёт. Возможно, здесь будет обнаружена теневая часть, знакомство с которой несет неоценимый терапевтический эффект, а это как один из кирпичиков познания себя, который строит крепкую опору в себе.
С сопротивлением клиента сталкиваются все психологи. Начинающему психологу порой сложно выдерживать сопротивление, например, открытую конфронтацию, и он об это ранится. В таком случае необходима супервизия, которая поможет разобраться психологу со своими чувствами и реакциями, чтобы в последствие отделять свои процессы от процессов клиента и выдерживать сопротивление.
Автор: Елена Попова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru