Эффект маркировки
В этом году интерес к мероприятию проявили 27 государств. В конференц-залах собрались делегаты всех стран СНГ, а также гости из Камеруна и Объединенных Арабских Эмиратов. Участники пленарного заседания обсудили, что уже достигнуто в нашей стране и в ЕАЭС в рамках борьбы с нелегальной промышленной продукцией и что еще предстоит сделать.
«Несмотря на всплеск в прошлом году, объемы контрафактной продукции в России снижаются, — констатировал председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. — Так, в 2020 году было выявлено 13 млн единиц контрафакта, в 2021‑м — 7,2 млн, а в прошлом году, при активизации параллельного импорта, произошло увеличение контрафакта до 8,2 млн. Правительство приняло ряд эффективных мер, и с января по сентябрь нынешнего года таможенники выявили чуть больше 3 млн единиц контрафактной продукции, что, в общем‑то, очень хороший результат. При этом одним из значимых инструментов в борьбе с нелегальной продукцией является маркировка».
Эффективность маркировки была подтверждена статистикой. Например, благодаря ее внедрению в молочной отрасли в два раза снизилась реализация просроченной продукции, на 30 % уменьшился нелегальный оборот в сегменте обуви, на 25 % — в парфюмерной отрасли, практически вдвое — в сфере реализации шин.
Дым сквозь границы
В насыщенной программе форума было уделено внимание практически всем сегментам экономики, однако некоторые сферы привлекли к себе особый интерес. Несмотря на то что в Северной столице незаконный оборот табачной продукции существенно ниже, чем в среднем по стране, эта отрасль по‑прежнему сталкивается с множеством проблем.
Так, по данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, доля незаконного оборота сигарет в России составляет 13,3 % в пересчете на курильщиков и 13,9 % в пересчете на население. Причем 7,1 % приходится на страны ЕАЭС, в основном этот контрафакт (90,9 %) имеет белорусское происхождение. В результате за первое полугодие нынешнего года наша страна потеряла около 46 млрд рублей (представители отрасли считают эту цифру заниженной).
Ситуация на рынке вейпов еще хуже. Молодая отрасль за два года заняла уже 5 % никотинового рынка, при этом три четверти такой продукции находится в России нелегально.
Причина того, что эта продукция активно пополняет нелегальный рынок, — значительная разница между ставками акцизов в странах — членах ЕАЭС и открытые границы. Чтобы изменить ситуацию, в следующем году должно вступить в силу соглашение о гармонизации акцизов на сигареты, и с 2024-го по 2029 год будет действовать индикативная ставка. Однако участники рынка считают: коридор в 40 %, который будет сохранен для каждой страны ЕАЭС, слишком широкий и должен быть сокращен.
Зато благодаря системе цифровой маркировки, работающей в табачной отрасли с 2019 года, от нелегальной продукции удалось практически полностью очистить крупный ретейл. Следующий этап — усиление контроля в несетевой рознице.
Спасти Машу и Умку
Если с табаком все более-менее понятно, то с детскими товарами проблем куда больше. Так, на сессии «Чебурашка под угрозой? Контрафакт в сфере детских товаров» было отмечено, что объем рынка таких изделий в нашей стране составляет 1,08 трлн рублей и доля российских товаров на нем всего 30 %.
«А доля незаконного оборота продукции для детей составляет порядка 30 % (ранее она не превышала 25 %), — сообщила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. — Из этого объема 40 % приходится на подделки с использованием анимационных образов в сегменте лицензионной продукции».
«Наша киностудия ведет серьезную работу по выявлению незаконного использования анимационных образов, — подтвердила председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. — Кроме популярного Чебурашки чаще других неправомерно используют образы таких персонажей, как котенок Гав, крокодил Гена, героев мультфильмов о жителях деревни Простоквашино, «Ну, погоди!», Винни Пух, Карлсон и Волк из фильма «Жил-был пес». Рекордсмен по количеству незаконной регистрации товарных знаков — герой «золотой коллекции» Умка».
Среди наиболее подделываемых товарных категорий — игрушки и игры, включая персонажей для праздников (ростовые куклы), одежда и текстиль, канцелярия.
«В большинстве случаев продажу контрафактной продукции (игрушки, текстиль) осуществляют нерезиденты России (граждане Китая и Вьетнама), — уточнила Антонина Цицулина. — А ключевыми местами хранения и торговли на территории РФ незаконно ввезенной контрафактной продукции являются оптовые распределительные рынки, среди которых наиболее значимые находятся в Москве, Екатеринбурге, Иркутске, Краснодаре, Кургане, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Сыктывкаре, Тюмени, Челябинске».
Как вариант решения проблемы на форуме был презентован проект цифрового электронного помощника «Выбор родителей», созданный в рамках реализации федерального проекта «Крепкая семья». Это специализированное приложение для мобильного телефона будет запущено до конца нынешнего года и поможет потребителям разобраться, каким детским товарам можно доверять, а каким — нет. А именно: отсканировав специальный код, можно будет узнать, из чего сделан продукт и сертифицирован ли он в России. Цель проекта — дать людям возможность приобретать качественные детские игрушки с помощью цифровой маркировки, которую Минпромторг предлагает ввести в добровольном тестовом формате с 1 декабря текущего года по 1 декабря 2024‑го. После проведения добровольного этапа маркировки правительство РФ решит, необходима ли она для детских игрушек в дальнейшем.
Продолжая тему безопасного детства, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, координатор федерального проекта «Крепкая семья» Татьяна Буцкая подчеркнула, что тема контрафакта на «детском» рынке намного шире и сложнее, чем кажется на первый взгляд.
«Сегодня появилось много игрушек и услуг для детей, так или иначе связанных с агрессией и смертью, а люди, которым мы доверяем своих детей, зачастую не имеют даже базового специализированного образования, — сказала Буцкая. — Буквально на днях я случайно услышала из игровой комнаты в одном из кафе, как аниматор предлагает детям проголосовать за то, чтобы «убить Машу». Ребята играли в детский вариант настольной игры «Мафия», который, по словам аниматора, «еще ничего», поскольку в молодежной версии игры для участников предполагаются такие роли, как «проститутка» и «сутенер». Что касается аниматора, то она когда‑то училась на бухгалтера и к педагогике никакого отношения не имеет. Таких аниматоров, как и модных «консультантов по грудному вскармливанию» без специального образования, сегодня развелось очень много. Мало того, что они работают в «серой зоне», — они могут нанести вред детям. Надеюсь, что в ближайшее время в этой отрасли также будет наведен порядок».
Акцент на молодежь
В рамках основного антиконтрафактного форума прошел и пятый международный молодежный форум «Антиконтрафакт-М». Это вполне объяснимо: большое количество контрафакта выявляется благодаря действиям общественных организаций, где молодежь играет самую заметную роль. Кроме того, современное поколение владеет технологическими инструментами и цифровыми подходами, которые будут способствовать созданию новых креативных решений для противодействия контрафактной продукции. В этом мероприятии приняли участие более ста человек, среди них были не только признанные эксперты и специалисты в области борьбы с контрафактом, но и студенты, получившие награды на общероссийской научно-практической конференции «Молодежь за цивилизованный бизнес».
Ну а символическим украшением форума стали выступление народных коллективов, выставка народных художественных промыслов и русских национальных костюмов. Например, московская студия по изучению, возрождению и развитию национальных традиций «Русские начала» представила часть коллекции «Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии: успеть сохранить», которая была создана на основе пятилетней исследовательской работы.
«Организаций, которые обращаются к русской культуре, сегодня становится все больше, — отметила руководитель этой студии Татьяна Валькова. — Радует, что такое движение не только набирает силу, но и молодеет. Ведь если мы будем знать свою национальную культуру, то начнем уважать и ценить самих себя, у нас появится шанс жить по‑настоящему, без подделок».