Огромный сектор теневой экономики парламентарии хотят вывести на белый свет
На прошлой неделе по инициативе Комитета Государственного Совета Республики Крым по туризму, курортам и спорту под председательством Оксаны СЕРГИЕНКО за круглым столом с участием министра курортов и туризма Республики Крым Вадима ВОЛЧЕНКО, представителей органов местного самоуправления, Роспотребнадзора, МВД, МЧС, налоговой службы, руководителей средств размещения и общественных организаций туристской сферы обсуждался проект федерального закона «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах».
Эксперимент по включению гостевых домов в единый перечень классифицированных гостиниц предлагается провести в Крыму, Севастополе и Краснодарском крае с 1 января 2024 года по 31 декабря 2026 года.
Как отметила Оксана Сергиенко, вопросы правового регулирования деятельности малых средств размещения, а также обеспечения предоставления ими качественных и безопасных услуг являются одними из важнейших и актуальных для туристской сферы Российской Федерации. Так, по данным Министерства экономического развития РФ, только в Алтайском и Краснодарском краях, республиках Алтай и Крым осуществляют деятельность более пятнадцати тысяч частных домов, в которых оказываются услуги размещения.
«Непосредственно в нашей республике по итогам проведённой работы установлено более 9 тысяч малых средств размещения общей вместимостью порядка 140 тысяч мест, — сообщила глава парламентского комитета. — Ежегодно в таких средствах размещения останавливаются свыше 60 процентов туристов. С 2014 года Государственный Совет Республики Крым направлял в федеральные органы государственной власти две законодательные инициативы по урегулированию деятельности индивидуальных средств размещения. Все они отклонялись со ссылкой на то, что в настоящее время на федеральном уровне разрабатывается законопроект по данной тематике».
Нынешний законопроект внесён в Государственную Думу 25 июля. В пояснительной записке к нему говорится, что гостевые дома оказались вне легального поля после того, как был принят закон от 15 апреля 2019 года № 59-ФЗ, установивший запрет на размещение в жилых помещениях гостиниц и на использование жилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гостиничных услуг. Напомним, суть так называемого «закона Хованской» — полный запрет деятельности хостелов в жилых домах из-за неудобств, создаваемых для остальных жильцов, вопросов безопасности и возможного ухода владельцев от налогов. С самого начала документ встретил серьёзное сопротивление туристического бизнес-сообщества, и тем не менее был принят. Нынешнее предложение провести в регионах эксперимент с гостевыми домами можно считать попыткой нормализовать ситуацию и вернуть популярные средства размещения в правовое поле.
Так, недавно первый зампред Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев посетовал на очень большую проблему с гостевыми домами, которые оказались вне закона, но легализовать их никак не получается: на предложенные законопроекты были даны отрицательные отзывы. «Надеюсь, осенью рассмотрим законопроект о гостевых домах, чтобы огромный сектор теневой экономики вывести на белый свет», — заявил депутат в одном из комментариев.
Президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин также приводит данные, согласно которым теневой гостиничный рынок в России составляет до 40% от общего объёма. «Гостевые дома платят за всё, как жилые дома, в отличие от гостиниц, обложенных налогами. Это нездоровая конкуренция. Отдачи для государства нет, и одновременно это идёт во вред развитию гостиничного бизнеса страны», — считает он.
Согласно положениям обсуждаемого сегодня законопроекта, предоставление гостиничных услуг в индивидуальных жилых домах разрешается при условиях, что общая площадь дома не превышает 1000 квадратных метров, количество номеров не превышает 15, дом поставлен на государственный кадастровый учёт и включён в единый перечень классифицированных гостиниц.
Учитывая особую значимость его положений для Крыма, участники круглого стола признали необходимость участия республики в эксперименте и обсудили возможность применения предлагаемых норм закона на практике — в части проведения контрольных мероприятий в сфере санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора, в области защиты прав потребителей в отношении жилых помещений.
По словам Оксаны Сергиенко, профильный комитет крымского парламента поддерживает работу, направленную на законодательное урегулирование правовых отношений по использованию индивидуальных жилых домов для осуществления деятельности по предоставлению услуг размещения, и считает возможным поддержать концепцию законопроекта для его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
«Вместе с тем законопроект нуждается в существенной доработке при подготовке Государственной Думой ко второму чтению»,— подчеркнула депутат.
Эксперты говорят: в предложенном варианте не учтён ряд норм действующего законодательства, в частности, Жилищного, Гражданского и Земельного кодексов. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации не предусматривается классификация гостевых домов, а гостиничные услуги могут предоставляться только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Также нормами законопроекта не устанавливается порядок введения, приостановления и прекращения эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах, не урегулирован порядок взимания платы, уплаты налоговых платежей за предоставление указанных услуг и так далее.
По итогам обсуждения участники круглого стола решили поддержать концепцию проекта федерального закона «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах», однако отметили, что его положения требуют согласования с нормами Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в данной сфере. Профильный комитет обобщит предложения участников круглого стола и сформирует пакет поправок к законопроекту, которые Государственный Совет РК сможет направить в Госдуму при подготовке федерального закона ко второму чтению.