«Это я в свободное время таксую. А вообще-то у меня бизнес!» Бьемся об заклад, вы тоже слышали подобные фразочки от таксистов. Всё, забудьте! Больше у извозчика не будет повода так говорить. Ведь сама работа в такси теперь - бизнес. Совершенно официальный и легальный, со всеми вытекающими.
Потому что с 1 сентября в России заработал новый закон о такси. Который поставил участников этой сферы в жесткие рамки и четко прописал: что можно, что нельзя и кто имеет право с гордостью носить шашечки на крыше.
И вот прошел месяц. Уже можно подводить некие итоги. Что же изменилось для таксистов и пассажиров?
ВОЗИТЬ ПО-РУССКИ
Вот главные положения нового закона.
1 Чтобы заниматься извозом, нужно представить справку об отсутствии судимости. Те, у кого были приговоры за убийства, изнасилования, грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления из категории средней тяжести (срок наказания - от трех лет) и выше, шашечек не получат.
2 Безопасность превыше всего. Например, органы ФСБ имеют право и должны иметь техническую возможность отслеживать любую поездку на такси в реальном времени.
3 В такси теперь могут работать только обладатели российских водительских удостоверений, а также выданных в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Абхазии и Южной Осетии.
Кстати, расхожее мнение, что иностранцы теперь не смогут работать таксистами, неверно. Гражданин Молдавии, например, или Германии может получить разрешение на работу в России, сдать на права, пройти тесты на знание города (таково требование в некоторых регионах) - и на линию.
4 К работе допускаются только водители со стажем не менее трех лет.
5 Теперь, чтобы таксисты не засыпали за рулем, им разрешается работать за смену не более 12 часов. А в неделю должно выходить не больше 40 часов. Это отслеживают специальные приборы (см. пункт 8).
6 Новый закон разрешил работать в такси и самозанятым - прежде такой бизнес был им недоступен. Правда, ОСАГО им в этом случае придется оформлять не как для обычных физлиц, а как для таксистов - это раза в 4 дороже.
7 Не забыли и про красоту. На машине такси по борту должны быть нанесены традиционные шашечки, а на крыше установлен специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета.
8 Создается цифровая система контроля за деятельностью такси. Пока в каждом регионе она своя, потом будут отстраивать федеральную систему.
Например, в Москве и области эта цифровая платформа называется КИС «АРТ». В нее включены все автомобили, водители и компании. Она отслеживает, чтобы водители не перерабатывали, вовремя проходили медосмотр, ездили исключительно на исправных машинах и т. д. Туда же надо загружать нужные документы, в том числе справку об отсутствии судимости. Кто не зарегистрирован в системе, получать заказы не смогут. Искусственный интеллект неумолим.
«РАБОТАЙТЕ КАК РАБОТАЛИ»
Получается, главная цель нового закона - попытаться сделать все еще более официальным и контролируемым, а потому (по версии авторов закона) безопасным. Конечно, не всем водителям это пришлось по душе.
- Через два дня увольняюсь! - не сдерживает эмоций подмосковный таксист Дима, едва только я заговорил о новом законе. - У меня это не основная работа, выхожу на несколько часов и то не каждый день. И из-за этого буду справки собирать, машину обклеивать… Ну его в пень!
Это про то самое положение закона о единообразии раскраски в регионе. Приводить машину в нужную гамму водитель должен за свой счет, а пленка подорожала.
Есть и другие моменты, которые вызывают вопросы. Например, новый закон предусматривает и наличие у водителя путевого листа.
- Это анахронизм, напрасная трата времени, лист никому не нужен, - говорит председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.
А вот чем, по мнению Амосова, хорош новый закон, так это тем, что он отсечет многих мигрантов. Например, с правами, выданными в Таджикистане или Узбекистане, к работе в российском такси не допустят.
- Вот это я двумя руками поддерживаю, - говорит эксперт. - А то прилетит, начудит и тут же смотается к себе…
Впрочем, хотя день икс уже наступил, власти и агрегаторы (компании, которые собирают заказы клиентов и распределяют таксистам) пока не требуют от водителей жесткого исполнения всех положений закона. Понимают, что на адаптацию нужно время.
- У нас пока ничего не изменилось, - рассказал «КП» таксист Артур из Пятигорска, он подвозил меня несколько лет назад. - В начале сентября пришло нам уведомление от агрегатора, что пока все по-прежнему, работайте как работали. А меняться все будет постепенно.
- Единственный регион, который готов к работе с новым законом, - это Москва, - говорит Олег Амосов. - Здесь сформированы три реестра - реестр автомобилей, которые получили разрешение на работу в такси, реестр водителей и реестр компаний. Создана цифровая платформа, к которой могут подключаться налоговые органы и ФСБ…
А вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил в правительство просьбу отложить до 2025 года введение ряда требований нового закона.
ТАРИФЫ ВЫРАСТУТ НЕ СИЛЬНО
Теперь о главном - как новый закон отразится на цене поездки? Не надо быть профессором экономики, чтобы понимать: чем больше требований к водителям - тем выше цена. Так мы платим за дополнительную безопасность и уверенность в том, что за рулем профессионал. Есть и другой закон экономики и жизни: дефицитный товар всегда дорожает. А новый закон явно уменьшит количество таксистов - в первую очередь нелегалов.
- Прямых расходов у таксистов в связи с введением нового закона не так много, - сказал «КП» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Прежде всего это обклейка машины. Нормальная пленка стоит в Москве тысяч 70. И менять ее надо примерно каждые 2 - 3 года, потому что на солнце она имеет свойство прилипать так, что потом не отдерешь. Снятие пленки - еще минимум 30 тысяч. Кроме того, со следующего года таксисты должны будут иметь полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика) - это еще примерно 7 тысяч рублей.
В Минтрансе заявили: на фоне вступления в силу нового закона средняя цена поездки на такси в некоторых регионах успела вырасти на 5%.
- Я думаю, цены вырастут процентов на 10 - 15, - прогнозирует председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров.
Впрочем, нельзя сваливать повышение тарифов только на новый закон. Его доля в общем росте цен как раз невелика.
- Поездки на такси подорожали из-за роста стоимости автомобилей и горюче-смазочных материалов. Автомобили подорожали - их стали закупать меньше. Меньше стало машин в парках. И таксистов стало меньше. Уходят в курьерскую доставку или в логистическую компанию - там заработки гораздо выше. В результате спрос превышает предложение - люди хотят ехать, а машин нет, - объясняет Олег Амосов. - И дефицит будет нарастать. Потому что в такси машины достаточно дорогие, а «Логанов» к нам не везут.
Автор: Владимир ПЕРЕКРЕСТ