Сегодня мы расскажем про заброшенный военный дельфинарий 168-го научно-исследовательского центра базы Тихоокеанского флота, а позже 53-го спеццентра ВМФ, в котором и проводились исследования способностей различных морских млекопитающих, которые можно было применить в военном деле.
Несколько лет назад мы уже писали о нём, но за прошедшие годы у нас появилась новая информация о этой базе и новые фото, так что мы полностью переработали статью.
А для начала как обычно немного истории:
В советское время активно развивались различные виды морского вооружения, строились корабли и подводные лодки, береговые морские базы, создавались подразделения боевых пловцов, проводилось множество исследований, в том числе и способностей морских млекопитающих, которых можно было бы применять для защиты Родины.
Так после успешного создания первого учебно-тренировочного комплекса подготовки боевых морских млекопитающих на Черноморском флоте в Севастополе, в конце 1970-х гг. было принято решение и о создании такого же исследовательского центра на Тихом океане, местом дислокации океанариума которого выбрали бухту Витязь в Хасанском районе Приморского края.
И уже в 1980 г. под руководством доктора наук капитана первого ранга Б. А. Журида был создан 168-й Научно-Исследовательский Центр базы Тихоокеанского флота.
Тогда при поддержке учёных ТИНРО на западном берегу бухты Витязь была организована первая площадка 168-го НИЦ ТОФ, представлявшая собой отгороженный сетями участок бухты, которые протянули от берега к стоявшей в воде полузатонувшей зверобойной шхуне "Ларга", где содержались проходившие акклиматизацию после перемещения в низкие широты подопытные зубатые киты-белухи из семейства нарваловых.
Вообще в бухте стояло пять старых деревянных зверобойных шхун с названиями "Белёк", "Ларга", "Воямполка", "Лахтак" и "Крылатка". Все они были построены в Финляндии и использовались на Сахалине для охоты на морских животных, а отслужив свой срок доставлены в бухту Витязь и достались 168-му НИЦ ТОФ.
На протяжении последующих семи лет с белухами проводились различные тренировки и изучения их способностей для использования в военных целях, но этот вид китов оказался малопригодным для этого.
И в 1987 г. 168-й НИЦ ТОФ был передан чисто в ведение военных, став именоваться 53-м Специальным Центром Военно-Морского Флота в.ч. 62727, после чего было принято решение переместить исследовательскую площадку на противоположный восточный берег бухты, а содержащихся на первой площадке белух передать Владивостокскому дельфинарию.
Тогда на новом месте организовали отгороженный сетями участок у стоявшей на берегу другой зверобойной шхуны "Белек", где зимовали белухи в так называемых "клетях", а для содержания более теплолюбивых морских млекопитающих в зимнее время типа дельфинов-афалин, на берегу был организован более капитальный объект в виде радиопрозрачного укрытия от локатора, в котором построили зимние бассейны со смотровыми окнами для наблюдения и вышкой дрессировщика.
Но афалины плохого приживались в местном климате и тогда 53-й спеццентр ВМФ начал изучать способности ещё и местных Дальневосточных морских млекопитающих, таких как ларги, тюлени, морские котики, сивучи и каланы.
Программа тренировок морских млекопитающих включала в себя обнаружение различных подводных целей от диверсантов до подводных лодок, обследование глубоководных трубопроводов и кабелей на наличие посторонних предметов и мониторинга экологически опасных объектов.
Кроме того по неподтверждённой, но часто встречающейся информации, проводились и тренировки по противодействию подводным диверсантам и уничтожению конкретных объектов, но эта информация вызывает постоянные споры в интернете.
К слову 168-й НИЦ ТОФ занимался и научными исследованиями в областях геологии, биологии и океанографии, для которых у института был собственный двухместный глубоководный аппарат "Шельф", построенный в Дальневосточном университете и способный погружаться на глубины до 300 метров.
Ну а после распада Советского Союза на содержание военного дельфинария стало выделяться всё меньше средств и программу исследований начали сворачивать.
В то время 53-й спеццентр было решено преобразовать в Биологическую Станцию Тихоокеанского флота, которая продолжила работу, но уже совместно с институтом экологии и эволюции им. Северцева. С тех пор животных здесь стали готовить для более мирных целей, необходимых для решения экологических проблем по очистке моря и других чрезвычайных ситуаций в море.
Так помимо обследования глубоководных коммуникаций и мониторинга экологически опасных объектов, животных стали готовить к выявлению радиационных загрязнений морского дна с подводной съёмкой, а также поиску затонувших подводных лодок и глубоководному сбору проб грунта.
В интернете также можно найти слух о том, что обученных здесь животных также использовали для обследования бухты Чажма, в которой ещё в 1985 г. произошла серьёзная радиационная катастрофа после взрыва ядерного реактора при замене ТВЭЛ-ов на подводной лодке К-431 проекта 675, но скорее всего это неправда. Но упомянуть о этом слухе мы всё же решили.
Ну а в 1998 г. Биологическую Станцию окончательно ликвидировали, её персонал был переведён в Московскую Академию Наук, а остававшихся сивучей и 5 белух перевезли в Краснодарский край в Анапский научно-исследовательский дельфинарий.
С тех пор бывшая база стояла заброшенной и подвергалась набегам мародёров, а потом её территорию выкупили и организовали на берегу базу отдыха, на окраине которой по сей день стоят напоминающие о былой деятельности купол укрытия зимних бассейнов и полусгоревшая зверобойная шхуна.
Ну а теперь давайте пройдёмся на эту базу и посмотрим что там осталось от былого. С сопки к берегу спускается грунтовая дорога.
Упирающаяся в ворота въезда на территорию. Теперь там уже база отдыха.
Спускаемся на самый берег.
Где взгляд сразу же привлекает возвышающийся белый купол радиопрозрачного укрытия от локатора и старая полусгоревшая шхуна.
Это и есть наша главная цель.
С трёх сторон в укрытие располагались входы, два грузовых для доставки морских животных и один для прохода людей.
Снаружи купол кажется совсем небольшим.
Заходим через один из грузовых входов.
У которого внутри было пристроено что-то вроде предбанника, над которым видимо располагалась грузовая стрела.
Этот вход упирается в остатки большого круглого бассейна.
Сейчас он выглядит так.
А таким мы застали его в первый визит более десятка лет назад, когда он был ещё не распилен.
В интернете встречается информация, что в этом бассейне содержался дельфин по имени Голиаф.
Таким он был в первый визит сюда.
Также раньше над бортом бассейна возвышалась вышка дрессировщика.
Подводы труб к бассейну.
По периметру купола у пола располагались крепления для оттяжек грузовой стрелы, при помощи которой животных помещали в бассейны.
У второго грузового входа со стороны моря располагались бассейны поменьше, предназначавшиеся для содержания ларг и коланов.
Один из них так и не был достроен.
Таким он был в первый визит.
Когда так и незалитая бетоном арматура ещё не была спилена.
Рядом ещё один бассейн поменьше. Если не ошибаемся, здесь содержался боевой сивуч по имени Гром, обученный противодействию подводным диверсантам.
Общая кривоватая панорама.
И мы выходим на улицу через второй грузовой выход.
Этот грузовой выход выходил прямо к воде.
Сразу у купола укрытия стоят пострадавшие от пожара остатки зверобойного судна "Белёк", которое впоследствии было переименовано в "Саламандру".
Раньше на борту даже хорошо читалось название.
Давайте осмотрим его повнимательнее.
И сначала зайдём в трюм.
Внутри практически пусто.
Перейдём в носовую часть и залезем на палубу.
Палуба прогнила напрочь и доски еле держат вес человека.
В самой палубе было несколько люков.
Выйдем на нос.
Клюзы для якорных цепей.
И кривоватая панорама всей палубы с мачтой.
И сама мачта.
А теперь спустимся обратно на берег.
И пройдём к пляжу бухты, расположенному между старой и новой площадками базы.
Здесь на берегу стоят остатки зверобойной шхуны "Лахтак", построенной в 1953 г., а с 1970-х гг. использовавшейся базой водолазной службы.
На неё тоже можно забраться при сильном желании.
На палубе всё ещё сохранилась надстройка.
Спустимся внутрь.
Внизу всё ещё остались различные металлоконструкции.
Рядом у бетонного пирса из воды торчат остатки ещё одного судна с названием то ли "Крылатка", то ли "Воямполка", которое использовалось как дебаркадер, а в 1980-х гг. сгорело от сильного пожара.
За ним из воды выступает бетонный фундамент от бывшего пирса. Сам пирс также давно сгорел и разрушился.
А у старой площадки бухты торчат остатки от ещё одного зверобойного судна "Ларга".
У которого с десяток лет назад мы ныряли в военных ребризерах.
И даже что-то там пофотографировали под водой.
Правда видимость тогда была плохая, да и камера никакая.
В итоге мы наснимали какой-то мути с морскими ежами. :)
Вот собственно и всё, что осталось от этой научной военной базы.
Напоследок разукрашенное и увеличенное нейросетью старое чёрно-белое фото с базы.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.