Найти в Дзене

Дон Жуан: циничный обольститель или романтический герой?

Оглавление

С тех пор как Тирсо де Молина написал свою пьесу “Севильский озорник, или Каменный гость”, прославившую имя испанского аристократа дон Хуана Тенорио, кто только не брался за этот сюжет: писатели — от Мольера до Пушкина, от Гофмана до Николая Гумилёва, не говоря уже о композиторах и режиссёрах.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

И, конечно, образ Дон Жуана всегда понимался по-разному. Для одних он — чуть ли не исчадие ада, дьявол, принявший облик человека и не способный к раскаянию; для других — страдающий романтик, который ищет и никак не может обрести свой идеал.

Часто такой взгляд зависит не только от автора, но и от эпохи, когда произведение было создано. Например, очень разный Дон Жуан у драматургов-классиков XVII-XVIII века и писателей романтиков.

А чтобы это увидеть, посмотрим на два известных произведения о нашем герое: “Дон Жуан, или Каменный гость” Мольера (классицизм) и “Каменный гость” А. С. Пушкина (романтизм).

Отношение к женщинам

Это, конечно, главная черта Дон Жуана, так как мы знаем его как искусного соблазнителя. И уже здесь Мольер и Пушкин показывают нашего героя по-разному.

Дон Жуан Мольера циничен и не видит индивидуальности в женщинах, которых соблазняет. Кажется, он часто даже не испытывает влечения именно к той женщине, с которой заигрывает, ему практически всё равно, кто перед ним. Гораздо важнее — разрушить чужое счастье, и вот от этого он получает настоящее удовольствие.

-2

В начале пьесы Дон Жуан бросает Эльвиру, которую, между прочим, похищает из монастыря. Одна сломанная судьба есть. Сразу после этого — собирается разрушить идиллию одной счастливой влюблённой парочки, о чём рассказывает своему слуге Сганарелю: “мне было невыносимо смотреть на то, как им хорошо вдвоём, досада распалила во мне желание, и я представил себе, какое это будет для меня наслаждение, если я смогу нарушить их согласие и разорвать узы, оскорблявшие мою чувствительную душу”.

Когда же этот план не удаётся, начинает заигрывать с крестьянками Шарлоттой и Матюриной и обещает им обеим жениться на них, несмотря на то, что у Шарлотты уже есть жених, Пьеро, и обещания свои Дон Жуан выполнять, конечно, не собирается. Чего только не сделаешь, чтобы насладиться чужим несчастьем!

-3

Герой Пушкина, Дон Гуан (да, именно так, через “г”) — совсем другой. Он, конечно, тоже оставляет своих возлюбленных несчастными, но в момент соблазнения — любит по-настоящему и ценит время, проведённое с каждой женщиной. Он не чувствует азарта завоевателя и не стремится разрушить чью-то жизнь, а поддаётся искреннему, хотя краткому любовному порыву.

Когда он рассказывает своему слуге Лепорелло об Инезе, трудно не поверить в искренность его прошедшего чувства: “Глаза / Одни глаза. / Да взгляд… такого взгляда / Уж никогда я не встречал”. Так что порой ему даже хочется посочувствовать: мол, ну, что делать, просто такой увлекающийся человек, быстро загорается и быстро остывает.

А кроме того, у Дон Гуана есть своеобразная “боевая подруга”: Лаура. В отличие от сменяющих друг друга возлюбленных, она знакома с Дон Гуаном уже не первый год и знает о нём всю правду: про его непостоянный характер, про других женщин. Она и сама такая: актриса, которая легко меняет своих любовников, наслаждается жизнью и не желает думать о будущем. Их отношения можно описать скорее как дружеские. Так что наш Дон Гуан способен и на более крепкую связь с женщиной, в отличие от Дон Жуана, который вообще не видит в них личность.

-4

Характер и отношение к жизни

Здесь всё примерно так же: Дон Жуан — циник, Дон Гуан — романтик.

Кредо Дон Жуана — “не верю”. Он — нигилист своего времени, не верящий ни в медицину (народную медицину), ни в Бога, ни в провидение и признающий только математику, то есть научный подход к жизни. Поэтому, собственно, он и разрешает себе жить в своё удовольствие: раз Бога нет, значит, наказания мне никакого за это не будет, так зачем же в чём-то себе отказывать.

Но при этом мольеровский Дон Жуан — дворянин и признаёт своеобразные законы чести. Например, без раздумий бросается защищать незнакомого ему Дона Карлоса от разбойников и готов драться на дуэли даже с несколькими противниками. Правда, эти законы действуют, только когда требуется проявить мужество в бою или смыть нанесённое лично ему оскорбление, а на отношение к женщинам как-то не распространяются.

-5

Кроме того, Дон Жуан выгодно отличается от других персонажей умом и самостоятельными суждениями. В XVII веке не признавать церковь — достаточно смело, тем более, что он всегда может аргументировать свою точку зрения и постоянно побеждает в спорах с персонажами, взывающими к его добродетели, чаще всего — со своим слугой Сганарелем.

Дон Гуан же, возможно, и не очень умён. По крайней мере, его поступками движет не разум, а чувство. Зато у него прекрасно развита интуиция, благодаря которой он ловко манипулирует чувствами других (например, постепенно всё больше раскрывается перед Донной Анной, пробуждая в ней сочувствие и жалость к себе). Его жизненное кредо, пожалуй, можно сформулировать популярным девизом Carpe diem — “Лови мгновение”, так как он стремится ярко проживать каждый момент своей жизни. А о том, не заставляет ли он при этом страдать других, увы, не заботится.

-6

Как видно, Дон Жуан классициста Мольера — рационален и циничен, хотя и не лишён ума и обаяния, а в пушкинской пьесе, пропитанной духом романтизма, Дон Гуан — чувствителен и полон жизни.

А какой Дон Жуан ближе вам? Напишите об этом в комментариях!

Автор статьи: Мария Тихомирова

_______________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊