Найти в Дзене

Иван Вышнеградский: пионер четвертитоновой музыки

Оглавление

По ряду причин люди не так уж и часто обсуждают фигуру родившегося в 1893 году композитора из Санкт-Петербурга. И зря — ведь этот поистине талантливый человек, начавший сочинять музыку уже в 17 лет, добился невероятных успехов не только на родине, но и заграницей. Сегодня я исправлю это неприятное упущение и расскажу вам о жизни и творчестве
одного из первых творцов микрохромантики, русского и французского композитора
Ивана Александровича Вышнеградского.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Вышнеградский на родине

Родился будущий композитор в семье крупного банкира и композитора-любителя Александра Ивановича Вышнеградского. Дед мальчика был на тот момент весьма авторитетной фигурой — министром финансов Российской империи при Александре III и предшественником самого Сергея Юльевича Витте. Однако той, кто привил мальчику любовь к литературе и музыке, стала мать Вышнеградского, а творческая деятельность отца скорее воспитала в нём вкус в этой сфере.

-2

Учился Иван Вышнеградский в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а позже — на философском факультете в Санкт-Петербургском университете и в столичной Консерватории. Там он брал уроки композиции у музыковеда и композитора Николая Соколова. Сочинять Вышнеградский начал в 1910 году, но дебютировал только в мае 1912-ого благодаря «Andante religioso et funèbre». К сожалению, от данного произведения ничего не осталось, однако доподлинно известно о положительных отзывах на него более опытных композиторов, таких
как Цезарь Антонович Кюи. Кстати, говоря о них, стоит обратить должное внимание и на Александра Николаевича Скрябина: именно его Вышнеградский считал своим духовным наставником в музыке, поэтому некоторые исследователи считают его неформальным преемником этого человека.

Вот, кстати, Две прелюдии ор. 2. Наставник слышен в них очень отчетливо.
Первое осознанное и действительно глубокое сочинение композитор написал в 1916 году, дав ему название «День бытия» (La Journee de l’Existence). Окончание работы над ним поспособствовало дальнейшему решению Вышнеградского расширить звуковой ряд при помощи членения на микроинтервалы. 7 ноября 1918 года в Петрограде композитор создал две версии фортепианного шедевра (для одного и для двух настроенных с разницей в четверть тона инструментов) и назвал его «Четыре фрагмента». Это произведение и стало официальным началом его экспериментов в сфере микрохроматики.

После 1918 года Вышнеградский представил свету всего несколько творений в полутонах, а ещё через год написал музыку к спектаклю «Макбет» только что открывшегося Большого драматического театра.

А что случилось потом?

Иван Вышнеградский серьёзно занялся микрохроматикой и поставил перед собой задачу чётко очертить философский и теоретический базис «звукового континуума» и микроинтервалов (для их обозначения он использовал термин собственного сочинения — «ультрахроматизм»). Композитор искал способ, которым смог бы реализовать идею создания одного инструмента, который без поддержки воспроизводил бы абсолютно все ультрахроматические гаммы. Ради развития потенциала своей идеи Вышнеградский уехал за границу, чтобы встретиться с главными производителями фортепиано в Берлине и Париже. Работа над изобретением продолжалась вплоть до 1929 года

Четвертитоновый рояль
Четвертитоновый рояль

В середине 1920-х годов Вышнеградский абсолютно погрузился в теоретические музыкальные исследования. За это время композитор создал не только сочинения для четвертитонового фортепиано, но и самые разные струнные квартеты, сочинения для хора и песни, что, конечно же, увеличивает интерес к его творчеству среди современников.

К сожалению, несмотря на это, никто не брался исполнить произведения Вышнеградского: пианисты оказались попросту не готовы к освоению непростой техники четвертитонового фортепиано. Именно в этот момент композитор осознал, что единственный способ реализовать задуманное — вернуться к приëму параллельной настройки двух фортепиано. Наконец-то его цель увенчалась успехом: в 1926 году в Париже прошёл первый концерт, где его сочинения были реализованы на широкую публику. Позже Вышнеградский завёл знакомства с композиторами Оливье Мессианом, Анри Дютийё и дирижёром Пьером Булезом. Последний ещё не раз исполнял на концертах сочинения нового товарища по музыкальному искусству.

А когда состоялся первый настоящий концерт композитора?

10 ноября 1945 года Вышнеградский организовал ещё один концерт четвертитоновой музыки в Концертном зале Плейель в столице Франции. В этом его поддержал Оливье Мессиан, а непосредственное участие в исполнении произведений учителя приняли четверо учеников и
полноправных коллег композитора.

После 1950 года он стал писать для оркестра и начал затрагивать сферу ранних стадий электроакустической (или же “конкретной”) музыки. Встретившись с мексиканским композитором Хулианом Каррильо, который тоже был одним из первопроходцев микрохроматики, он вновь вернулся к своему увлечению более детально. Его завлекла система пятнадцати по-разному настроенных фортепиано авторства мексиканца, и Вышнеградский даже написал несколько сочинений для его инструментов.

-4

Первый по-настоящему «официальный» концерт музыки Ивана Вышнеградского организовала его ученица, пианистка Мартин Жост (ставшая президентом Ассоциации Ивана Вышнеградского) в Париже в 1977 году.

Как вам такой композитор-эксперементатор? Напишите в комментариях!

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

_______________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊