Найти тему

Античная кулинария. Мед, μέλι

История пчел, меда и пчеловодства невероятно увлекательна. Не увязнуть бы в этой тягучей сладости)))

Демокрит, когда его спросили, как это возможно, чтобы люди жили дольше и здоровее, ответил: «Ει μεν τα έξωθεν ελαίω του σώματος τα δε ένδοθεν μέλιτι χρίσοιντο». (Они должны использовать масло для наружного применения и мед для внутреннего).

Древняя Греция.
"... Также попросите аттический мед, главное блюдо праздника - именно он делает банкет благородным".(Атеней)

Греческая золотая фибула в виде пчелы
Греческая золотая фибула в виде пчелы

Пасеки были широко представлены в Древней Греции, греки делали ульи из глины и плетеных прутьев. Великий афинский законодатель Солон (640-558 до н.э.) принял несколько законодательных мер по пчеловодству. Одной из таких мер, которые доказывают существование пчеловодство компаниях и регулируют расстояние между ульев заключается в следующем : «Μελισσών σμήνη καθιστάμενα απέχειν των υφ’ ετέρου πρότερον ιδρυμένων πόδας τριακοσίους» (новые ульи должны быть расположены в 300 метров от уже установленных). Аристотель же первым подробно описал жизненный цикл пчелы, также процесс сбора нектара, некоторые болезни и вредителей пчел.
В "Одиссее" воспевался напиток "меликратон" - смесь меда и молока, он же использовалась Цирцеей для соблазнения спутников Улисса. В "Илиаде" мед упоминают как важную часть поминальных жертвоприношений.

-2

Музей пчеловодства в Греции. Античные ульи


В Древней Греции ульи изготавливались из древесной коры, стеблей растений, лозы и глины. Но дошедшие до нас свидетельства основаны только на сохранившихся ульях, изготовленных из керамики.Горизонтальные керамические ульи, датируемые 5-4 веками до н.э., были найдены во многих частях Греции, таких как Аттика, Истмия, Крит, Эвбея и на других островах Эгейского моря. Ульи представляют собой продолговатые цилиндрической формы. Они варьируются по размеру от 40-60 см в длину и 28-29 см в диаметре и их использовали так же, как в Египте, укладывая их рядами друг на друга. Они были закрыты с обеих сторон крышкой с небольшим отверстием для пчел. Когда наступало время извлекать мед, одну крышку открывали и использовали дым, чтобы перегнать пчел на противоположную сторону улья, облегчая извлечение сот.

Архаичные формы ульев
Архаичные формы ульев


Был известен сорта меда, так называемого акапнистон (некопченый), который собирали без использования дыма, чтобы сохранить вкус и запах меда. Из-за сложного и достаточно опасного способа его сбора большая часть населения редко употребляла непродымленный мед.
Существует также предположение, что пчеловоды в Древней Греции знали, как вставлять перегородки в улей, на которых пчелы строили соты.
Гесиод пишет, что такие ульи назывались ”Simvlous".

В Афинах пчеловоды соперничали за цветущие луга на близлежащей горе Гиметтус, где в воздухе витал аромат тимьяна (Thymus spp.) , привлекая медоносных пчел для производства самого вкусного меда в регионе.

Древнегреческая золотая подвеска в форме пчелы
Древнегреческая золотая подвеска в форме пчелы


Древний Рим.

Наши знания о пчеловодстве в Древнем Риме основаны только на письменных источниках с 200 г. до н.э. до 400 г. н.э. К сожалению, никаких изображений или материальных объектов пчеловодства не сохранилось. Есть гораздо больше материальной информации о пчеловодстве Древнего Египта и Древней Греции. К сожалению, до нашего времени не сохранилось находок древнеримских ульев.

Варрон в книге III "Res rusticae" писал, что некоторые плетут круглые ульи из веток и коры. Плетеные ульи изнутри и снаружи покрывали коровьим навозом. Лучшими считались ульи, сделанные из коры, худшими были земляные ульи, так как зимой в них было холодно, а летом жарко. Древние авторы не одобряют ульи, сделанные из кирпича, камня или глины, поскольку в результате ульи “сгорали от летней жары и замерзали от зимнего холода”. Хотя Плиний Старший упоминал ульи из рога и полупрозрачного камня, не найдено никаких доказательств, подтверждающих это.

Судя по ссылкам, все ульи в Древнем Риме были горизонтальными. Несмотря на то, что римляне в начале века захватили многие территории в провинциях Британия, Фракия, Германия и Дакия, где есть свидетельства использования вертикальных ульев, такие ульи не встречаются в римских источниках.

Этрусская золотая фибула
Этрусская золотая фибула


У римлян было свое представление о том, какие растения дают лучший мед. Колумелла считал, что лучший мед получается из тимьяна, за которым следуют греческий чабер, дикий тимьян и майоран. На третьем месте розмарин и итальянский чабер. Самым плохим качеством меда считался лесной. Гораций писал, что пчелы любили тимьян, а в своих "Одах" он восхваляет мед, выращенный в окрестностях Тарента, в Апулии, на юге Италии. Сицилийский мед славился как один из лучших в древнеримском мире.

Мед считался созревшим и готовым к сбору, когда все трутни были выгнаны из улья. Сначала улей обрабатывали дымом чтобы отогнать пчел к передней части улья или вообще выгнать их из улья. Тогда ножами срезали соты, оставляя соты с расплодом. Если соты вырезали из задней части улья, улей переворачивали, чтобы пчелы могли построить новые соты для обновления. Самым ранним способом задымления ульев было использование факелов. Со временем пчеловоды начали использовать открытые горшки или курильницы для благовоний. Был разработан инструмент позволяющий лучше направлять дым в улей. Эти коптильни изготавливались из глины, часто имели одну или две ручки, отверстие для подачи масла в огонь и дырочки по бокам, из которых выходил дым.

Мед добывали из сот в тот день, когда его нарезали в улье. Нарезанные соты помещали в корзину или сито, чтобы они могли стечь и процедиться. Ячейки с расплодом и пыльцой удаляли сразу, так как они придают меду неприятный привкус.
Процеженный мед разливали в глиняные кувшины, где он выдерживался несколько дней. Это считалось медом первого сорта. Оставшиеся соты отжимали и полученный мед хранили отдельно, он считался продуктом второго сорта.

Римляне верили, что мед получают из воздуха и что пчелы только собирают его. Плиний Старший писал: “На рассвете листья деревьев покрываются росой, похожей на мед.... Является ли эта жидкость небесным потом, или слюной, которая поступает со звезд, или соком, который выделяется из воздуха при его очистке ...”

Рецепт с медом:

Оксимель (ὀξύς - кислота и μέλι -мед)

Рецепт, адаптированный из Herbal Academy (2018) и Mountain Rose Herbs (2020), и это скорее оздоровительные снадобье на пороге зимы, что особенно важно, чем реконструкция античного рецепта.

Целительная смесь уксуса, меда и трав была описана в этих книгах как “нематериальное культурное наследие цивилизаций Запада и ближней Азии”.Существует много способов приготовления оксимеля, но основной рецепт - это равные части уксуса и меда с отборными травами. Гиппократ подробно описывает целебные свойства оксимеля при различных заболеваниях. Сегодня он будет полезен в качестве ежедневного тонизирующего средства зимой или в больших дозах во время болезни.


Ингредиенты:
Сушеные травы на выбор, такие как розмарин (Salvia rosmarinus), тимьян (Тимус обыкновенный), имбирь (Zingiber officinale), корица (Cinnamomum verum), гвоздика (Syzygium aromaticum) и плоды шиповника (Rosa canina)
1 часть яблочного уксуса, предпочтительно органического
1 часть сырого меда


Приготовление:
Выберите стеклянную банку с неметаллической крышкой и наполните ее на четверть сухими травами по вашему выбору в пропорциях, основанных на ваших вкусовых предпочтениях.
Залейте травы равными частями яблочного уксуса и меда, чтобы заполнить банку.
Плотно закрутите крышку. Если вы используете металлическую крышку, положите под нее лист пергаментной бумаги, чтобы предотвратить порчу от уксуса.
Хорошо встряхните банку, чтобы тщательно перемешать смесь.
Храните в прохладном, темном месте 2-6 недель и ежедневно встряхивайте.
Используйте так часто, как необходимо, в течение 6 месяцев.

Andrew Dalby "Empire of Pleasures"
Rachel D. Carlson "The Honey Bee and Apian Imagery in Classical Literature"
Harissis, Haralampos. “Beekeeping in Prehistoric Greece.Beekeeping in the Mediterranian from antiquity to the present." Syros, Greece, 2014
Crane, Eva. “Beekeeping in the world of ancient Rome.”
Rachael Hopley "Bees in Greek and Roman Thought "